|
Почитать ещеПриобретение собаки - дело серьезное Завести собаку? Легко! "Автомат", "Мебель", "Ребенок", "Мальчик для битья" и другие собаки (влияние типа отношения... Выбор и воспитание щенка Актировка и документы на щенков |
Пес один домаОсновные правила применения воздействий. Положительные воздействия должны совпадать по времени с каким-либо действием собаки и вызывать у нее при этом положительные эмоции. Они увеличивают вероятность появления нужного поведения; к ним-то и стремится собака при обучении. В качестве положительного воздействия (подкрепления) можно использовать пищу, ласку, лакомство, игру, то есть все то, что доставляет собаке радость и удовольствие. Особое место, среди положительных воздействий, занимает социальное одобрение действий собаки. Другими словами, своевременная радость, хозяина (искусственно усиленные, но искренние положительные эмоции) за успехи собаки, выполняет роль эффективного подкрепления. Однако, подкрепляющие свойства положительных воздействий этого типа зависят от того насколько дрессировщик социально значим для своего воспитанника. Отрицательные воздействия - такие, которые совпадают по времени с каким-либо действием или предваряют его и вызывают у собаки отрицательные эмоции. Эти воздействия, вызывая у собаки неприятные ощущения, а подчас, и боль, призваны сформировать у нее желание избежать повторного совершения данного действия. В качестве отрицательных воздействий можно использовать рывки поводком (различной силы) и другие неприятные для собаки, адекватные воздействия. Своевременное эмоциональное неодобрение хозяином действий воспитанника, следует также отнести к эффективному отрицательному воздействию. Однако, действенность отрицательного эмоционального воздействия зависит от иерархического статуса владельца по отношению к его питомцу. При правильном применении положительные и отрицательные воздействия служат на благо собаки и ее хозяину, улучшают взаимоотношения между ними. Неправильное применение этих воздействий ведет к обратному результату, и наносит, подчас, непоправимый вред. Режим применения воздействий в процессе обучения должен изменяться. В начале формирования навыка - стопроцентный режим воздействий, а затем вероятностный (в этом случае подкрепление дается не каждый раз, а в случайном порядке). Причем когда собака получает пищу или игру во время дрессировки в случайном порядке, ее заинтересованность в выполнении навыка резко возрастает, а у дрессировщика при этом появляется возможность отбирать и закреплять желаемое. Наказание, в отличие от своевременных отрицательных воздействий, производится уже после совершения нежелательного действия, то есть когда собака уже достигла какого-то результата, нежелательного для дрессировщика: подобрала и съела лежащий на земле корм, подралась с другой собакой, набедокурила дома и т.д. Бытует мнение, что собаку наказывать бессмысленно, потому что она к моменту наказания забывает проступок, который совершила ранее. Это не так. Тот, кто много общался с собаками знает, что они, на протяжении многих часов, прекрасно помнят свои "преступления", однако, не в силах удержаться от многочисленных повторов их совершения. Подчас, даже самые жестокие наказания, не уберегают владельца от повторения "сюрпризов". Хорошим примером для понимания этого явления, может быть, такая дурная привычка людей, как курение табака. Все курящие знают, что курить вредно, наказание (плохое самочувствие и сокращение жизни) - неотвратимо. Однако, курят... Почему? Да потому, что наказание будет когда-то в будущем (потом), а удовольствие они получают в процессе курения, то есть сейчас. На мой взгляд, наказывать собаку нужно в том случае, когда нет возможности воздействовать на нее своевременно. Наказание должно быть не очень сильным (не болезненным), но длительным (многократные воздействия) и эмоционально-насыщенным. То есть неудовольствие от наказание, за счет его длительности и эмоциональной напряженности, должно хотя бы частично компенсировать то огромное удовольствие, которое собака получила совершив, то или иное, безобразие. И все таки, если позволяют условия, собаку желательно не наказывать, ведь своевременные отрицательные воздействия, используемые для коррекции поведения, во много раз эффективнее наказания. Так как собака получает удовольствие сразу после совершения проступка, а наказание следует по прошествии некоторого времени , оно мало эффективно. Для достижения более эффективного взаимодействия между человеком и собакой в процессе обучения и дрессировки, а также с целью "интеллектуального" развития щенка, целесообразно использовать специальные методы формирования "языка". Методика формирования специального языка общения. Успех обучения находится в прямой зависимости от скорости обмена информацией между дрессировщиком и собакой. Быстрое, своевременное чередование положительных и отрицательных объясняющих воздействий позволяет опытному воспитателю, без каких либо дополнительных слов, объяснить собаке предъявляемые к ней требования. Однако, для начинающего дрессировщика, подчас, это очень сложная, трудноразрешима проблема. Движения и действия собаки настолько быстро сменяют друг друга, что "поймать" момент подкрепления ему не всегда удается. Помимо этого, при работе с собакой не всегда целесообразно или возможно воздействовать на собаку в нужный момент (например, когда она находится на удалении от хозяина), однако именно такая своевременность необходима, чтобы объяснить собаке, что она делает правильно, а что нет. Для этой цели я применяю специальные направляющие и объясняющие слова и звуки (сигналы), которые имеют для собаки вполне определенный, конкретный смысл. В целом, общение с собакой с помощью специальных сигналов напоминает известную детскую игру в которой употребляются слова: "Тепло!", "Теплее!", "Еще теплей!", "Горячо!"; "Холодно!", "Холоднее!", и т.п. В качестве направляющих используются любые эмоционально-окрашенные слова настраивающие собаку на действия, активизирующие ее на взаимодействие с дрессировщиком. Например, "Работай!", "Давай! давай! давай!" и т.п., а также полукоманды типа "Иди сюда!", "Вот сюда!", Садись!", "Ложись", "Вставай!" и т.п.. Эти сигналы не должны означать для собаки обязательного выполнения какого либо навыка, в соответствии с нормативом, а выполняют лишь вспомогательную роль на стадии обучения, и в дальнейшем используются и при повседневном общении с собакой. Объясняющие слова, используемые при обучении, бывают нескольких типов и в зависимости от их функционального назначения, имеют различную смысловую нагрузку. Объясняющие слова первого типа сопровождаются положительными эмоциями хозяина. То есть произнося их вы одобряете направленность действий своего питомца (например, движение в нужную сторону), или сохранение им определенной позы (например, выдержку в положении лежать). Эти слова не связаны с получением пищевого или какого либо другого материального подкрепления (кроме социального) и означают для собаки: "делаешь правильно, делаешь верно, делаешь то, что нужно, делаешь в нужном направлении!" Обычно для этих целей используются слова: "хорошо!", "браво!", "умница" и т.д.
|
Сейчас на форуме
|