СобакиКошкиПтицыРыбыЛошадиГрызуныАмфибииРептилииРастенияФОТОВопросы-ответы (FAQ)ОткрыткиЭнциклопедии

 

"Автомат", "Мебель", "Ребенок", "Мальчик для битья" и другие собаки (влияние типа отношения человека к собаке на успех ее воспитания)

Как правило, утверждение: "Собака - друг человека!", ни у кого не вызывает сомнений, однако по опыту знаю, что порой это бывает не так. В жизни подчас все происходит иначе и собака, живя в семье, может приносить не радость, а горести и проблемы. А надежда воспитать из щенка верного и преданного друга, не оправдывается. Проблема воспитания, по моему мнению, является одной из первейших, о которой должен задуматься начинающий собаковод. В основе ее возникновения лежит на мой взгляд несколько причин.

Многие владельцы собак не задумываются о сущности воспитания щенка и, по незнанию, путают его с обучением и дрессировкой, в связи с чем начало целенаправленного воспитания они соотносят с определенным возрастом собаки. Мне кажется что такой подход глубоко ошибочен. Другие, начинающие любители собак считают, что стоит завести породистого щенка, и он при должном кормлении и содержании, но без особых усилий с их стороны, как по мановению волшебной палочки, из маленького карапуза, сам по себе, вырастет в верного, надежного друга. Должен их огорчить вырастет-то он вырастет, но может превратится в злобное или трусливое, с трудом управляемое существо, которое по большому счету и собакой то назвать нельзя.

В этой семье ласковый, симпатичный щенок кавказской овчарки вдруг превратился в упрямого, злобного зверя, кусающего всех без разбора, и своих и чужих... А эта породистая немецкая овчарка из веселого щенка выросла в жалкое, трусливое создание, которое боится всего на свете, даже шелеста листвы и раскатов грома.

Вот южнорусская овчарка, будучи маленьким щенком она часто рычала и показывала зубы, когда грызла косточку, теперь во время кормления рядом с ней находиться опасно.

Для того чтобы щенок стал полноценной, хорошо понимающей своего хозяина, воспитанной собакой нужно потратить много собственного времени и сил, а часто и прибегнуть к помощи квалифицированных специалистов.

Еще одна причина возникновения проблем воспитания состоит в характере видения, восприятия хозяина собаки. Тип восприятия влияет, прежде всего, на его отношение к своему питомцу, и, как следствие, на формы воспитания и методы дрессировки. Можно выделить условно несколько типов восприятия собаки: "автомат", "ребенок", "мебель", "игрушка", "мальчик для битья", дополнитель собственного "Я", "просто - собака", "развивающаяся собака".

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Бессет-хаунды, Фото фотография собаки картинка

"Собака-автомат". В книгах, изданных в России и за рубежом, собака рассматривается, как некий сложноорганизованный автомат-компьютер, а ее поведение, по мнению авторов этих руководств, базируется либо на условных рефлексах, либо на принципах подобных условно-рефлекторному. При этом у собаки, как правило, полностью отрицается способность к прогнозированию и логическому анализу причинно-следственных связей событий окружающего мира.

"Какая разница!" - воскликните вы, - "думает собака или нет, главное то, что мы ее любим!" Однако, как показывает практика - это важно, и чтобы понять насколько, давайте обратимся к проблеме "Маугли".

Из истории человечества известны случаи нахождения "Маугли", детей воспитанных в сообществах диких зверей. Как правило, это были физически, вполне, здоровые дети, но не умевшие говорить и передвигавшиеся на четырех конечностях. Важно то, что поведение детей, найденных после достижения определенного возраста, практически не поддавалось коррекции, они так и не смогли стать полноценными людьми.

Из щенка, как и из ребенка также можно воспитать, своеобразного "Маугли". Как этого достичь? Спросите вы. Очень просто, достаточно действовать точно в соответствии с советами, которые дают большинство авторов выпускаемых у нас и за рубежом руководств по воспитанию и дрессировке.

В этих руководствах приводятся ряд нормативных команд и поощряющих слов. Ими, и только ими, должен пользоваться дрессировщик при формировании и отработке у собаки навыков общего послушания и специальных служб. Авторы этих книг рекомендуют и общаться со щенком только посредством нормативных команд, мотивируя это тем, что собака, в отличии от человека, не может понимать смысла слова, а поэтому будет путаться, ошибаться и обучаться с трудом.

То есть, в соответствии с этими рекомендациями все общение между владельцем и его питомцем должно сводиться к одному - двум десяткам слов. И начинающие собаководы подчас слепо следуют этому совету и в результате сами того не ведая создают собачьего "Маугли".

Пес, воспитанный таким способом, по-видимому, может быть прекрасным служакой, но не интересен в плане общения, так как не сильно развит, а подчас и просто опасен для окружающих, так как плохо понимает поведение человека. "Маугли" он и есть "Маугли"!

В собачьих племенных питомниках время общения человека с собакой ограничено, поэтому именно там живет много "собак - маугли". Вглядитесь в глаза собак воспитанных в этих условиях и вы убедитесь в моей правоте.

"Собака-ребенок". В представлении многих, собака это такой же человек как и они сами, но только не умеющий говорить, и отношение к ней соответствующее, как к ребенку. Собаки, воспитанные таким образом, как правило, имеют хороший психоэмоциональный контакт со своими владельцами, "интеллектуально" развиты, обладают способностью к длительной концентрации внимания, интересны в общении, однако избалованны и капризны.

В следствие такого подхода к процессу воспитания, у собаки не сформированы четкие понятия о субординации, появляются перекосы во взаимоотношениях между членами семьи и собакой, приводящие, подчас, по мере ее взросления, к серьезным, трудноразрешимым проблемам. Например, неспровоцированной агрессии собаки по отношению к членам семьи, в которой она проживает.

 
 

 

Сейчас на форуме