СобакиКошкиПтицыРыбыЛошадиГрызуныАмфибииРептилииРастенияФОТОВопросы-ответы (FAQ)ОткрыткиЭнциклопедии

 

Учиться, учиться...

 

Латентное обучение. Латентное (скрытое) обучение - собак наблюдается, тогда, когда без видимого положительного или отрицательного подкрепления, они приобретают полезные знания об окружающем их мире.

Например, гуляя по улице ваш пес, казалось бы бесцельно, исследует каждый закоулок, зато потом если ему потребуется найти кратчайший путь к дому, он это сделает без особых проблем, так ,как незаметно для вас, уже приобрел необходимые знания об окружающем его пространстве. На мой взгляд демонстрируя способность к латентному обучению, собаки подтверждают лишь известное правило: "Обучать животных можно, используя любую их биологическую или социальную потребность".

Обучение по типу - Инсайт. Инсайт ("животное озарение") - это такой вид обучения, когда решение задачи собакой происходит внезапно, на уровне озарения, как плод предварительных "размышлений".

Всем известны опыты с человекообразными обезьянами, когда им предлагали решать задачи требующие "осмысления" - понимания структуры и смысла поставленной задачи. Например, доставание подвешенных плодов с помощью составленных между собой трубок или поставленных друг на друга ящиков. Подобный тип решения задач знаком многим из нас и прежде всего изобретателям и ученым. Возможно, и собака решая такие задачи целенаправленно совершает пробы и ошибки "в уме". При этом, предполагается, что животное в состоянии "рассуждать" и на основе этого формировать понятия.

Этот тип обучения встречается в дрессировочной практике достаточно часто, особенно в том случае, если сложные задачи разбиваются на более простые, а их постановка производится с помощью "специального языка общения", описанного выше. Например, собаке с помощью "языка" можно объяснить, что вы хотите, чтобы она прошла по "буму" или "подала вам в руки вот этот предмет" и т.п.

Ассоциативное обучение. Давно замечено, что собаки способны обучаться, улавливая связи между событиями и свойствами предметов - устанавливать ассоциации. Обычно, подобную способность собак - описывают на примерах определения степени сходства или различий между предметами и событиями.

Классическим примером может служить, процедура обучения собаки выборке вещи по образцу запаха. Собаке, также можно объяснить, чтобы она выбирала лишь такой предмет, который чем-нибудь отличается от других, например самый маленький. На этом же виде обучения построена и работа собаки по следу человека.

Вот еще пример, щенок во время прогулки нашел рваный мяч и пытается с ним играть также как, он это делает с целым, его не смущают ни другие размеры, ни чужой запах, ни то что он рваный. По поведению собаки видно, что она "знает" - это мяч.

А вот другой пример ассоциативного обучения - "улавливания сходства между событиями". Научившись ходить по буму и прыгать через препятствия на дрессировочной площадке, собака может применить полученные в результате тренировок знания в совершенно новой для нее обстановке. Например, перемахнуть через забор на даче или пройти по бревну, переброшенному через речку. На принципе ассоциативного обучения построены многие приемы переноса навыков отработанных в одних условиях на другие, подчас совсем не похожие на исходные.

Общаясь с собакой, мы часто видим, что без всякого специального обучения с нашей стороны собака проводит ассоциации между происходящими событиями. При этом наблюдаются как минимум два варианта ассоциативных связей между событиями, различающиеся характером причинности : "причина - последствие" ; "причина - нет последствия". Вот примеры:

Вы собираетесь на дачу (или в поход) и собака тут как тут, то же начинает собираться - бегает, суетится: "А как же я? Меня возьмете?"

Другой пример. Вы опаздываете на работу и не успеваете погулять со своим питомцем. И вот вы уже около двери. Собака смотрит на вас укорительно и вдруг ее взор обращается к другим домашним: "Кто гулять пойдет?" - вопрошают глаза.

Собаки, в целом, должны быть приспособлены для такого рода ассоциативного обучения, если исходить из гипотезы, что животные приспособлены для приобретения знаний о причинных связях в окружающей их среде.

Аффективное обучение. Описание этого вида обучения в кинологической литературе ранее мне не встречалось. Однако, многие из живущих рядом с нами собак имеют склонность к аффективному обучению, то есть к обучению в состоянии "аффекта".

Состояние аффекта - это сильное эмоциональное потрясение, собаки, сопровождающееся, обычно, страхом и отсутствием контроля с ее стороны за собственным поведением.

Спящий щенок лабрадора ретривера, Фото фотография собаки картинка

В состоянии аффекта собака обучается мгновенно, запоминая, как бы "запечатлевая", ситуацию в целом (или же вычленяет значимый элемент ситуации) и то поведение с помощью которого ей удалось ее избежать. Обычно это либо агрессия, либо паника, бегство.

Приведу примеры такого вида обучения. Достаточно, часто встречаются собаки панически боящиеся, какого либо вполне определенного звука (например, выстрела "стартового" пистолета) или же определенной ситуации (например, собственного подъезда). Причинами возникновения такого странного поведения с одной стороны повышенная склонность конкретных собак к аффективному обучению, а с другой неквалифицированная воспитание и дрессировка.

Очень часто, противоречивость и непонятность требований со стороны владельцев, а также неоправданно жестокие наказания, загоняют щенка или молодую собаку в состояние своеобразного "психического тупика" и провоцируют, тем самым, состояние аффекта. Достаточно часто, собаки кусают своих владельцев в "бессознательном" состоянии - из-за страха и эта линия поведения в дальнейшем закрепляется.

Мне пришлось работать с очень симпатичным бультерьером, который попал ко мне в возрасте 2,5 года, предварительно искусав всю семью любимых им владельцев. Этот пес мог броситься без предупреждения на любого, если ему казалось, что человек для него опасен. Причина такой неукротимой агрессивности собаки была в побоях со стороны владельцев, которые таким образом пытались его подчинить и в индивидуальной склонности данной собаки к аффектам.

Вот другой пример. Атос, щенок черного терьера, попытался подружиться с маленьким, но уже взрослым песиком черного окраса и дружелюбно стал заигрывать с ним, а пес (видимо неправильно воспитанный) устроил ему безжалостную трепку. Сейчас Атос стал уже взрослой собакой, имеет весьма свирепый вид, и всегда готов помериться силами с равным противником, но по-прежнему панически боится собачек - "маленьких и черненьких".

Аффект развивается в состоянии внутреннего конфликта, в критических условиях, при неспособности собаки найти адекватный выход из опасных (с ее точки зрения), чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций.

Состояние аффекта сопровождается какой-либо вполне определенной, стереотипной линией поведения (оцепенение, бегство, агрессия), позволяющей собаке (с ее точки зрения) разрешить эту ситуацию. Эта линия поведения (включая эмоциональное состояние), подчас, навсегда остается в памяти собаки, на неосознаваемом уровне.

Последствия аффективного обучения проявляются, тогда когда собака вновь сталкивается с отдельными элементами (или ситуацией в целом) породившей аффект ситуации. То есть, в новой ситуации казалось бы, не похожей (с точки зрения человека), как бы "запускается" та линия поведения и эмоциональное состояние, которые наблюдалось в состоянии аффекта. Важно отметить, что проявление этого поведения (например, агрессии), происходит без участия "сознания" собаки (то есть в это время собака не осознает, что она делает), вот почему исправлять последствия аффективного обучения, очень сложно .

Свойства и характер проявления аффекта, подробно описаны, и хорошо известны специалистам занимающимся коррекцией поведения человека. В литературе о собаках описание подобного вида обучения я не встречал, хотя очень часто мы сталкиваемся с ним на практике.

Описанные виды обучения, на мой взгляд, отражают лишь внешнюю сторону процесса усвоения информации. Как показывают эксперименты, внешне одинаковое поведение может быть сформировано на разных уровнях научения. Разнообразие процессов научения становится еще заметнее, если сравнивать животных разного уровня развития. Они сами приходят к одинаковым поведенческим результатам, подчас, различными способами. Другими словами, если одному и тому же приему (навыку) собак можно учить, используя различные способы, то естественно, что и они эти задачи могут решать тоже по-разному. Итак, существуют внутренний, непрерывный, процесс познания окружающего мира - НАУЧЕНИЕ. Этот процесс практически невозможно, объяснить с помощью какой либо из описанных ранее процедур обучения.

Вам кажется, что вы вырабатываете условный рефлекс, когда подавая команду "сидеть" и нажимаете на круп собаки. Так ли это?

Вот вы достаете пищу из холодильника, а щенок уже рядом, что это условный рефлекс на вид пищи? А может быть, пес просто понимает, на уровне своего собачьего осознания, что его сейчас будут кормить? А может быть это и то и другое?

Другой пример, собака подходит к миске и бьет по ней лапой привлекая к себе внимание хозяина, а затем берет в зубы и кладет ему под ноги, как бы говоря -"Покорми меня, есть хочется очень!" Что это инструментальное поведение или условный рефлекс, или что-то еще, более сложное?

Для того, чтобы ответить на эти, и более сложные вопросы возможно возникавшие и у вас, необходимо обратиться к проблеме научения.

Автор В.С. Варлаков

 
 

 

Сейчас на форуме