СобакиКошкиПтицыРыбыЛошадиГрызуныАмфибииРептилииРастенияФОТОВопросы-ответы (FAQ)ОткрыткиЭнциклопедии

 

Учиться, учиться...

 

В условно-рефлекторной теории, до недавнего времени, не было места внутренним побуждениям (желаниям и эмоциям) и другим психическим явлениям характерным для любого индивидуума будь то человек, собака. Даже процессы творчества, мышления, развития личности, индивидуальных черт характера и социальных взаимодействий, то есть весь круг явлений связанных с поведением человека и животных в окружающем его мире и социальном сообществе, в наше стране, объяснялись с позиции условного рефлекса.

В начале нашего столетия И.П. Павлов писал, - "С точки зрения объективного исследования вся нервная деятельность собаки, вся без остатка, представляется нам в виде рефлекса, т.е. в виде реакции животного на внешний мир при помощи нервной системы, причем мы различаем рефлексы двух родов..."

Прошло почти, 100 лет и естественно, что представления о механизмах лежащих в основе того или иного поведения животных и человека за это время значительно изменились, и подчас, принципиально отличаются от тех которые были в начала века

Несмотря на мрачную историю развития условно-рефлекторной теории она сыграла важную роль в изучении физиологии и психологии поведения.

Однако, и сейчас часть явлений связанных с обучением собаки без использования данных, полученных в рамках условно-рефлекторной теории, объяснить просто невозможно. На мой взгляд, главная заслуга физиологической Школы И.П. Павлова состоит, прежде всего в фундаментальном изучении процессов неосознаваемого научения.

Для того, чтобы читатель мог ориентироваться в терминах встречающихся в специальной литературе по дрессировке, при описании этого вида обучения я буду пользоваться понятиями и терминами физиологической Школы И.П. Павлова.

Условным раздражителем называется вначале нейтральный (индифферентный) для животного раздражитель (например, свет лампочки), который если его сочетать, предваряя им действие безусловного раздражителя (например, пища) после нескольких сочетаний (обычно 5 - 10 сочетаний) становится значимым и теперь в ответ на его действие животное проявляет реакцию сходную с врожденной (выделяется слюна).

К врожденным реакциям (безусловным рефлексам) на базе которых собаку можно обучить тому или иному полезному для дрессировщика поведению (выработать условные рефлексы) следует отнести следующие: отдергивание конечностей или других участков тела, отпрыгивание в сторону, бегство и т.п..

Безусловно-рефлекторные раздражители используемые при этом типе обучения должны вызывать либо врожденное безальтернативное поведение (отскакивание, бегство), либо определенное психоэмоциональное состояние (например, страх, радость и т.п.), или же то и другое.

Обычно для устранении нежелательного поведения применяют сильные пугающие или болевые воздействия. А для создания положительного эмоционального фона, связанного с дрессировкой, используются воздействия вызывающие положительные эмоции: пища, лакомство, игра и т.п.

Особое положение занимает так называемый "условный рефлекс на время". Он проявляется, прежде всего, в регуляции функций организма, например, в выделении желудочного сока при наступлении времени обеда, в способности просыпаться в назначенный час и т.п..

Вот почему кормление собаки в одно и то же строго определенное время будет способствовать улучшению переваривания пищи и снизит ее аппетит, наоборот бессистемный режим кормления аппетит усилит. Прогулки с собакой в будние дни по звонку будильника обеспечат владельцу столь же ранний подъем и в воскресенье.

"Условные рефлексы - это ответные реакции организма на условные раздражители, но реакции не врожденные, а приобретенные под влиянием многообразных, изменяющихся условий".

Другими словами, условно-рефлекторное обучение основано на сочетании действия нейтрального для собаки раздражителя, (скажем команды "Фу!"), с действием безусловно-рефлекторного раздражителя (например, с болевым воздействием), вызывающим ту или иную врожденную реакцию организма (например, реакцию избегания болевого воздействия). Например, мы хотим отучить собаку подбирать с земли пищевые отходы, используя электрифицированный радиоошейник. После нескольких сочетаний индифферентного раздражителя (команды "Фу!") с безусловно-рефлекторным раздражителем (ударом тока) индифферентный сигнал (команда "Фу!") приобретает значение условного и запускает врожденный безусловно-рефлекторный ответ - бегство. То есть, теперь после команды "Фу!" собака будет отскакивать от лежащей на земле пищи, так же, как при действии электрического тока и при этом испытывать определенное эмоциональное состояние - страх. Таким образом, условно - рефлекторное обучение характеризуется - образованием у собаки простых поведенческих реакций, сходных с врожденными, и определенных эмоциональных состояний в ответ на действия специальных и обстановочных сигналов, а также факторов времени.

Щенок бигля, Фото фотография собаки

Тем самым становится ясно, что при использовании условно-рефлекторного обучения команда дрессировщика запускает именно ту врожденную реакцию организма, на базе которой формировалось желательное для дрессировщика поведение. Объясняется это тем, что применяемые при этом типе обучения воздействия вызывают относительно простые поведенческие реакции, и их реализация не требует от животного принятия сложных альтернативных решений, корректирующих его деятельность.

Условия выработки условных рефлексов:
1. Сочетание сигнального раздражителя с подкреплением. То есть условный сигнал всегда предшествует подкреплению;
2. Нейтральность сигнального раздражителя по отношению к собаке. Сигнал выбранный в качестве условного не должен вызывать у собаки сильного исследовательского поведения.
3. Начальную работу с собакой, необходимо проводить в отсутствие помех, то есть сильных посторонних раздражителей.

Виды условных рефлексов. Условные рефлексы могут образовываться на любые сигналы воспринимаемые животными из окружающей среды и изнутри организма, а также на время и различные жизненные ситуации.

Условные рефлексы могут быть выработаны на простые и комплексные (сложные) условные раздражители. Например, свет - простой раздражитель. Запах, вид дрессировщика, обстановка связанная с дрессировкой, место проведения занятий - сложные раздражители.

Условные рефлексы могут возникать и исчезать. Каждый условный рефлекс, в свою очередь, может стать основой для образования нового условного рефлекса. Новая условная реакция, выработанная с помощью подкрепления сигнала другим условным рефлексом, называется "условным рефлексом второго порядка". Например, если каждый раз перед командой "Фу!" подавать любую другую команду (например "Тубо!"), то эта новая команда приобретет значение команды "Фу!". Условный рефлекс второго порядка, в свою очередь, можно использовать в качестве основы для выработки условного рефлекса третьего порядка и т.д.

Отмена подкрепления приводит к угасанию условного рефлекса. И.П. Павлов назвал это явление - "растормаживанием", Он рассматривал угашение выработанной реакции, как новый процесс обучения, который тормозит первоначально выработанный условный рефлекс. Однако если после угашения условный сигнал вновь сочетать с действием безусловного, то условная реакция восстановится быстрее, чем при первоначальной выработке.

Спонтанное восстановление условного рефлекса" - происходит после угашения и перерыва на отдых.

При появлении любого нового раздражителя условный рефлекс тормозится. Это явление получило название - "внешнего торможения.

Если новый раздражитель предъявляется в процессе угашения условного рефлекса, то подавляемый условный рефлекс усиливается.

Когда у животного выработалась определенная реакция на данный условный раздражитель она может возникнуть и на сходные сигналы. Это явление получило название - "генерализация". .

Если два нейтральных стимула применять один за другим, в одном и том же сочетании много раз подряд (не подкрепляя безусловными раздражителями), а затем на один из них выработать условный рефлекс, то и на второй (нейтральный) раздражитель проявляется условно-рефлекторная реакция. При этом выраженность наблюдаемого ответа на этот раздражитель в 20 раз выше, чем на другие нейтральные. Это явление получило название - "сенсорное предобуславливание".

 
 

 

Сейчас на форуме