|
Почитать ещеSchutzhund: фронтальный укус Виртуальное вступление для реальной публики Приучение щенка ложиться по команде Schutzhund: защитная служба без принуждения Зачем дрессировать собаку? |
Учиться, учиться...Мы убедились, что обучение собаки, при соблюдении определенных правил, способствует ее развитию и лучшей адаптации к среде обитания. В зависимости от вида обучения происходят более или менее длительные и устойчивые изменения в индивидуальном поведении собаки. Однако, к сожалению, многие владельцы не задумываются о сущности процесса обучения и по незнанию, путают его с воспитанием и дрессировкой. Я многократно убеждался, в этом на семинарах по дрессировке. Смешение этих понятий, приводит к проблемам, создавая дополнительные трудности в работе с собакой. Ведь для того, чтобы грамотно и эффективно планировать работу дрессировщику необходимо понимать, чем он занимается в конкретный момент времени. Так например, несвоевременное социальное подавление собаки и предъявление к ней завышенных требований, на этапе обучения, приводит собаку в состояние эмоционального стресса. В результате собака начинает избегать процедуры обучения и контактов с дрессировщиком или же становится агрессивной. Бывает наоборот, запоздалое подчинение собаки (позднее введение социального контроля) и повышение требований к "чистоте" выполнения давно уже освоенных ею навыков могут также сопровождаться ее подавленным состоянием или агрессией. Особенно важно разграничивать эти понятия при работе со щенком и молодой собакой, ведь у воспитания и дрессировки разные цели. Так что же такое обучение, дрессировка и воспитание и чем они отличаются друг от друга? При обучении собаки, чтобы получить подкрепление (то есть то что ее привлекает например, кусочек пищи или лакомства) собака совершает определенную, требуемую дрессировщиком работу. Однако необходимо понимать, что то, чему ее научили, она будет выполнять лишь тогда по приказу учителя, когда ее интересы будут совпадать с его интересами. Ведь процесс обучения собаки аналогичен получению образования учеником в школе, и может успешно протекать и без налаживания прочного социального контакта между дрессировщиком и собакой - на уровне "командир - подчиненный". Отдрессированная собака четко и безоговорочное в любой ситуации выполняет команды дрессировщика с первого слова, а лишь обученная тем или иным навыкам собака выполняет их тогда, когда в основном хочет она. Владельцы часто говорят так: "Она все знает, но не хочет делать. Ленивая." Для того, чтобы собака выполняла команды дрессировщика безотказно, необходим следующий этап работы с собакой - дрессировка. Дрессировка напоминает подготовку из солдата-новобранца (бывшего школьника) профессионального военного, безоговорочно выполняющего приказы командира и следующего букве Устава. Другими словами, дрессировка - это процесс установления желательного типа отношений между дрессировщиком и собакой, а также отработка навыков в соответствии с установленным нормативом. Таким образом, всякая отдрессированная собака, обязательно, так или иначе обучена, но далеко не всякая обученная собака отдрессирована. Однако, хорошо известно и то, что пес хорошо обученный и отдрессированный, может быть, совершенно невоспитанным. При здравом рассуждении это понятно, ведь процесс воспитания собаки напоминает воспитание ребенка. Хорошо известно, что не все высокообразованные и дисциплинированные военные - воспитанные люди. Воспитанная собака может мало знать и уметь, но, при этом, ведет себя весьма благородно, так как ей известны правила хорошего тона, и тем самым она не создает проблемы своему хозяину и окружающим. На практике обучение, воспитание и дрессировку грамотный дрессировщик осуществляет практически в одно и то же время, ставя лишь различные задачи перед собой и собакой. Однако, он никогда не будет предъявлять к собаке завышенных требований пока та не поймет смысл поставленной перед ней задачи. Активно используя методы обучения, он незаметно для собаки, подчинит ее своей воле, и добьется безотказного выполнения освоенных ею навыков и сформирует желательные для него и окружающих нормы поведения. Значит, методы обучения служат своеобразным инструментом, которым пользуется дрессировщик для решения более сложных задач в процессе целенаправленного воспитания и дрессировки. Для того чтобы грамотно применять на практике те или иные методы необходимо познакомиться с теоретическими основами обучения. Классификация видов обучения. До недавнего времени в литературе по дрессировке, в нашей стране, рассматривался лишь один вид обучения - "условно-рефлекторный", и почему-то признавался, как единственно возможный, на самом-то деле их описано несколько. Вот почему считаю необходимым более подробно остановиться на их описании и классификации. Обычно классификация типов обучения животных учеными основывалась на различиях в поведенческих реакциях животных в ответ на ситуацию обучения. Анализ характера этих реакций, в значительной степени зависел от условий проведения экспериментов и методологической базы экспериментатора (т.е. его теоретических взглядов на изучаемую проблему). Поскольку автор данного руководства также имеет собственные методологические представления по рассматриваемой здесь теме, то и представленная здесь классификация отличается от уже существующих. Итак: Привыкание. Если животному предъявлять раздражители за которыми не следуют никакие последствия (положительные или отрицательные воздействия), то постепенно животное перестает на них реагировать. То есть животное перестает их замечать и привыкает к ним. При дрессировке собак этот вид обучения используется часто. Например, при воспитании молодой собаки и подготовке ее по программе дисциплинарной дрессировке - производится целенаправленная адаптация (приучение) на окружающих собак, людей, различные пугающие ее шумы и предметы, к тем или иным событиям происходящим на улице, к транспорту, обстановке площадки, где проходят занятия, резким звукам, выстрелам и т.п. При подготовке по защитной службе, собака приучается к тем или иным пугающим действиям и ударам со стороны помощника, выстрелам во время работы и др. То есть создаются такие условия, что собака привыкает к этим воздействиям и перестает их замечать. Таким образом, целенаправленное использование этого типа обучения в процессе воспитания и дрессировки собаки подразумевает под собой планированное, взвешенное и очень плавное введение тех или иных, вначале возможно пугающих собаку: сигналов или воздействий. Эти воздействия не должны быть связанны с какими-либо неприятными последствиями для нее и ее организма. В результате такой работы у собаки формируется привыкание к ранее вызывавшим ту или иную реакцию сигналам и событиям окружающего ее мира Привыкание один из наиболее простых видов обучения, оно характеризуется не появлением новой реакции (нового поведения), а в утратой ранее имевшихся. Другими словами, привыкание это такой вид обучения, который после определенного периода предъявления одних и тех же сигналов обстановки, связанной с дрессировкой, вызывающих у собаки, то или иное нежелательное поведение, устраняет реакцию на них. Условно-рефлекторное обучение. Многие из владельцев собак просыпаются каждый день ровно в шесть, в том числе и в воскресный день, и совсем не задумываются при этом о механизмах, лежащих в основе условно-рефлекторного обучения. Когда их спрашиваешь зачем они это делают, то почти всегда получаешь один и тот же ответ: "Пес спать не дает, привык рано вставать!" И действительно, если собаку выводить на прогулку в одно и то же время, она будет требовать соблюдать режим дня. Это также касается времени и очередности кормления. Наши питомцы любят во всем порядок и старательно его поддерживают. Некоторые собаки, с понурым видом и грустными глазами, неохотно идут на дрессировочную площадку, вздрагивают всем телом, слыша знакомые команды и голос инструктора ведущего занятия. "Почему это происходит?" - спросите вы. Оказывается, чтобы ответить на этот и другие похожие на него вопросы необходимо, обратится к проблеме условно-рефлекторного обучения. Всем читателям хорошо известно, что все явления связанные с поведением собаки (как впрочем, и человека), в нашей стране, до недавнего времени, объяснялись с позиций, условно-рефлекторной теории. Однако, большинству владельцев собак, вряд ли известно, почему Социалистическое государство политическими методами поддерживало именно эту, казалось бы далекую от политики физиологическую теорию. И не просто отвергало и скрывало, а подчас преследовало сторонников других физиологических и психологических концепций. А все объясняется очень просто. В основе положений условно-рефлекторной теории лежит принцип детерминированности индивидуально приобретенных форм поведения организма факторами внешней среды. Иными словами, если создать правильный, управляемый поток внешних стимулов (условий жизни) можно не только эффективно управлять поведением индивидуума (будь-то животное или человек), но и перестроить его внутренний мир (мировоззрение), создать нового человека - коммунистический тип личности. Так научная теория, казалось бы, далекая от политики, являлась кирпичиком в фундаменте той модели общества, которая тогда насаждалась. Эта теория была частью государственной идеологии, наравне с "лысенковскими" изысканиями. В то же время, когда преследовали генетиков, гонениям подвергались и физиологи, и психологи придерживавшиеся других точек зрения, несовпадающих с положениями условно-рефлекторной теории. В настоящее время высказывать иные взгляды на закономерности лежащие в основе поведения, отличные от условно-рефлекторной точки зрения, в нашей стране стало не опасно. Однако, удивительным остается тот факт, что и до настоящего времени, не только в большинстве книг по дрессировке, но и в учебниках по физиологии и психологии поведения человека и животных главных учебных заведений нашей страны эту теорию по-прежнему представляют не только как основополагающую, но и единственную.
|
Сейчас на форуме
|