СобакиКошкиПтицыРыбыЛошадиГрызуныАмфибииРептилииРастенияФОТОВопросы-ответы (FAQ)ОткрыткиЭнциклопедии

 

Средства контроля при дрессировке собак

Как бы мы не относились к своей собаке, для того чтобы ей объяснить - "что такое хорошо, а что такое плохо", и сформировать у нее желательные для вас и окружающих нормы поведения, к ней приходится применять не только приятные (положительные), так и сдерживающие, направляющие и неприятные (отрицательные) воздействия.

Технические средства, используемые при дрессировке позволяют своевременно производить эти воздействия на собаку, тем самым обеспечивая контроль за ее поведением. Средства технического контроля различаются на контактные и дистантные.

Контактные средства применяются в непосредственной близости от дрессировщика (хозяина). К ним относятся хорошо знакомые всем владельцам собак короткий поводок , плетка (или ее заменитель) и т.п.

Дистантные средства применяются на расстоянии. К ним относятся: длинный поводок, бросковая цепочка, рогатка, "индуктор", различные типы ультразвуковых и электрических "ловушек", радиофицированные электроошейники, ультразвуковые излучатели и т.п.

Грамотный дрессировщик целенаправленно создает систему средств контроля за поведением на всех этапах формирования и отработки навыков, что позволяет ему в нужный момент времени осуществлять эффективную коррекцию поведения собаки в желательном для него направлении. Начинающему собаководу необходимо знать основные правила создания такой системы.

Основные правила создания системы контроля с помощью контактных и дистантных средств контроля.

1. В процессе дрессировки собака всегда должна находиться под контролем одного или нескольких средств воздействий.

2. На первом этапе работы, как правило, собака находится под контролем, как контактных, так и дистантных средств воздействий.

3. На заключительном этапе отработки навыка контроль за собакой осуществляют лишь с помощью дистантных средств воздействий, незаметных для собаки.

4. Предпочтительными средствами дистантного контроля, являются обезличенные воздействия (т.е. такие воздействия, которые собака напрямую не связывает с действиями дрессировщика, например электрифицированный радиоошейник).

5. Переход от одного типа средств контроля к другому должен проходить плавно. То есть наряду с вводимым новым средством контроля, оставляют и старое. Новое средство воздействий как бы вытесняет предыдущее, постепенно заменяя его.

6. Новое средство контроля, оказывающее непривычное для собаки воздействие, вводится сначала как фоновое или сигнальное, предваряющее привычные воздействия. После некоторой адаптации к нему новое воздействие усиливается и заменяет старое.

7. При первоначальном введении новых, неприятных для собаки средств контроля, дрессировщик должен создать такие условия, чтобы работа всегда начиналась и заканчивалась на фоне положительно окрашенного эмоционального состояния собаки.

Уровни неприятных для собаки воздействий, подбирается индивидуально (от слабых к более сильным). Эти воздействия не должны вызывать у собаки состояния страха (паники).

За ситуацией, вызвавшей применение неприятного для собаки воздействия, как правило, должна следовать спланированная дрессировщиком заранее ситуация, приводящая собаку к успешному решению задачи без применения отрицательных воздействий.

Дрессировщик обязан планировать количество и частоту применяемых отрицательных воздействий, а также количество и частоту положительных воздействий позволяющих собаке восстановить свое эмоциональное состояние до нормального.

Щенки далматина далматинца на пожарной машине, Фото фотография собаки картинка

Перед первыми применениями новых, непривычных для собаки, средств контроля (например, строгого ошейника, бросковой цепочки, рогатки, радиофицированного электроошейника) у собаки создают положительное эмоциональное состояние. Это достигается за счет упрощения (обеднения) обстановки выполнения отрабатываемого навыка и 100% подкрепления пищей или игрой первых выполнений приема без принуждения.

Например, при отработке подзыва по команде ко мне начало работы проводят в условиях тихого двора или сквера. Подозвав собаку 2 - 3 раза ей обязательно дают за выполнение приема лакомство или же играют. Создав позитивный эмоциональный настрой приступают к введению нового средства контроля (например, бросковой цепочки). Для этого целенаправленно усложняют ситуацию (условия выполнения не должны быть излишне сложными) в которой собака не подбежит по первой команде. Усложнение ситуации можно достигнуть за счет резкого изменения режима положительных подкреплений (например вводится 30% режим подкреплений лакомством или игрой) или усложнения окружающей обстановки (активно ищем гуляющих собак). Сразу же после применения отрицательных воздействий непривычных для собаки осуществляется работа по восстановлению эмоционального состояния животного. Это достигается за счет упрощения ситуации и возвращения к 100% режиму положительных подкреплений. После этого может снова проводиться работа на сбой с последующей компенсацией отрицательных эмоций. Таким образом работу по введению неприятных для собаки и непривычных воздействий схематически можно изобразить следующим образом: +++ - ++ - ++ - - ++++ и.т.д.

11. Система контроля за поведением собаки должна сниматься лишь по прошествии длительного времени безотказного выполнения выработанных навыков, без применения каких бы то ни было средств воздействий на собаку.

Таким образом дрессировщиком должна быть создана система контроля за поведением собаки, которая должна обеспечить отработку двигательных навыков до уровня автоматизации (т.е. когда команда поданная однократно запускает исполнение приема - например, подзыв по команде ко мне) или до уровня норм поведения (т.е. у собаки сформировано привычное, не вызывающее у нее какого либо внутреннего протеста поведение, - например, выдержка в каком либо положении, длительные хождение рядом и хождение на провисшем поводке).

Рассмотрим особенности применения некоторых средств технического контроля, используемых в своей работе дрессировщиками.

Контроль за поведением собаки с помощью поводка. Чтобы довести наши требования до собаки с минимальными физическими затратами и не мучить ее понапрасну, нам прежде всего необходимо научиться управлять ею с помощью поводка.

"Да я и так дергать умею!" - возмутитесь вы и будете скорее всего не правы. Ведь, как показывает практика в 95% случаев начинающие дрессировщики не умеют пользоваться поводком. Однако при должной тренировке и правильной технике даже хрупкая женщина и слабый ребенок могут оказывать достаточно сильные воздействия на собаку. А при неумелом обращении с поводком и крупный мужчина оказывается, подчас, неспособным к эффективному управлению. К моему сожалению субъективные ощущения не всегда отражают реальную подготовку и технику начинающего дрессировщика.

Вот почему рекомендую осваивать технику воздействий поводком не на собаке, а на каком либо модельном объекте - например, привязав поводок к забору или руке собственного мужа. Дергая забор вы сами почувствуете силу вашего воздействия, а человек подтвердит или опровергнет ваше мнение.

Рывки поводка должны быть резкими, короткими, направляющими, но не тянущими. Важно запомнить, что независимо от длины поводка и количества производимых дрессировщиком рывков он должен быть всегда провисшем.

Вспомните образ козы, которую тащат на веревке, как она бедная упирается и сопротивляется... Подобное же происходит и с собакой. Стоит хозяину натянуть поводок, как пес тоже вдруг начинает его тянуть, во всю собачью мощь, а стоит ослабить, так он тут же перестает это делать. Проверьте на собственном опыте и вы убедитесь в моей правоте.

Чем длинней поводок тем легче регулировать его длину, а значит проще научить собаку его не тянуть.

Сначала производят многократные, но слабые (направляющие, объясняющие) воздействия. Объясняющие воздействия вначале сочетают с другими направляющими и объясняющими действиями (сигналами) дрессировщика помогающими легче понять собаке поставленную перед ней задачу и дачей пищи (лакомства).

 
 

 

Сейчас на форуме