|
Почитать ещеОсенне-зимнее содержание канареек Размножение канареек Краснохохлый кардинал (Paroaria caronata) Красношапочный вьюрок (Serinus pusillus) Искусственное подкармливание птенцов канареек |
Воспитание певчих канареекВыше уже говорилось о том, что в нашей стране культивируются две породы певчих канареек: гарцская, которую у нас обычно называют дудочной, и овсяночного напева. Обе эти породы произошли от одной и той же исходной формы - обыкновенной канарейки, песня которой очень близка к песне диких канареек. В результате длительного и тщательного искусственного отбора гарцская канарейка по своему напеву стала сильно отличаться от обыкновенной и имеет хорошо выраженные характерные особенности голоса. Канарейка овсяночного напева более близка к обыкновенной. Как известно, каждый вид птиц имеет свою характерную песню, основные особенности которой передаются по наследству. Но для того, чтобы молодой самец смог воспроизвести эту песню точно, он должен обязательно послушать хороших певцов своей породы. Наиболее способными к обучению кенара бывают в первый год жизни. В прежнее время канароводы часто применяли искусственные способы обучения птиц пению, используя для этой цели различные музыкальные инструменты и специально сконструированные птичьи органчики. Теперь такие приемы обучения считаются уже устаревшими. Современные квалифицированные канароводы советуют использовать органчики для гарцских канареек лишь в качестве раздражителей, побуждающих молодых птиц к пению на самой начальной стадии их обучения. Современная техника дала возможность использовать для обучения птиц магнитофонные записи пения самых лучших певцов-кенаров. Однако наилучших результатов можно добиться лишь при умелом использовании живых птиц-учителей. К выбору учителя для молодых гарцских канареек немецкие канароводы подходят с большой осторожностью, справедливо утверждая, что для этой цели годятся только самые лучшие певцы. Но ввиду того, что безукоризненно поющие кенара не так уж многочисленны и не всегда доступны широкому кругу любителей, разрешается использовать в качестве учителей и таких самцов, в песне которых имеются отдельные небольшие погрешности, например высокие свистки. Есть еще одно правило, которого очень строго придерживаются все опытные разводчики гарцских канареек. Они всегда следят за тем, чтобы учитель и его ученики происходили из одноименных штаммов и были, таким образом, родственны друг другу по характеру напева. Так, например, птенцам канареек, в пении которых основным и лучшим "ведущим" туром является глухой раскат (Hohlrolle) не следует давать в учителя певца с журчащим раскатом (Wasserrolle) или с сильно выраженным клохтаньем. Замечено, что лучше всего молодые птицы усваивают песню своего отца. Но если он имеет в пении слишком большие недостатки, а другого подходящего по напеву самца в данный момент достать нельзя, молодых кенаров оставляют совсем без учителя. Все главные особенности пения гарцских канареек передаются по наследству. На этой врожденной основе каждый молодой самец способен сформировать песню, характерную для данной породы. Но по богатству колен и качеству их исполнения песня кенаров-самоучек в большинстве случаев уступает песне хорошо обученного самца. Канароводы считают, что будет хуже, если молодые птицы переймут и станут передавать дальше те или иные недостатки плохого учителя. Как известно, певческие способности у птиц развиты неодинаково. Одни особи одарены в этом отношении меньше, другие больше. Поэтому бывает, что даже из необученных кенаров получаются очень хорошие певцы. За время пребывания молодых птиц в вольерах обычно удается распознать самцов и самок. По окончании линьки, то есть примерно в конце сентября или в октябре, самцов вылавливают и рассаживают поодиночке в маленькие клетки. Каждую птицу при этом нужно взять в руку и внимательно осмотреть, раздувая ей перья на брюшке и грудке. При этом сразу можно увидеть, в каком состоянии находится птица. Может оказаться, что некоторые из них излишне жирные, а другие, наоборот, слишком худые, с сильно выдающейся грудной костью. Все это нужно своевременно заметить и записать для того, чтобы путем соответствующего кормления постепенно привести птиц в состояние нормальной упитанности. Если кенара закольцованы, на бортиках клеток справа мелом пишутся номера надетых им колец, а слева номера колец их родителей. В начале прошлого столетия немецкие канароводы создали довольно сложную систему воспитания певчих канареек. Этой же системы придерживаются канароводы других стран, в том числе и нашей. В общих чертах процесс воспитания молодых певцов заключается в следующем. Рекомендуется разместить клетки с молодыми самцами на открытых полках, близко одна от другой. На верхнюю полку ставят клетки с самцами первого выводка и среди них помещают клетку с учителем. На нижних полках расставляются клетки с самцами последующих выводков, которые начинают распеваться позднее. В первые дни после рассадки по одиночным клеткам птицы должны видеть друг друга. Считается, что так они быстрее освоятся с новой для них обстановкой. Затем между клетками ставят легкие картонные перегородки и не убирают их в течение всего периода обучения. Не видя друг друга, самцы ведут себя спокойнее, не горячатся, и пение их льется более ровно и продолжительно. В течение первых двух недель рекомендуется слегка затемнять помещение, в котором находятся птицы. Никаких других поющих птиц в комнате быть не должно. Только при этом условии молодые кенара смогут хорошо усвоить пение своего учителя. Изо дня в день канаровод внимательно наблюдает за тем, как распеваются его питомцы. Постепенно среди их бессвязного детского щебета и бормотания начинают появляться отдельные, пока еще не совсем четкие, колена будущей песни. Молодые гарцские канарейки с хорошими певческими задатками с этого времени уже обнаруживают характерные признаки своей породы: низкий мягкий голос и манеру/издавать звуки при закрытом клюве, сильно надувая горло. Птицам, которые начинают петь слишком громко и резко, устраивают затемнение тут же на полке. Тихо и ровно поющим самцам затемнения вообще не требуется. Птиц, часто приоткрывающих клюв во время пения, рекомендуется убирать в другую комнату, так как они могут испортить напев остальных птиц. Примерно через месяц после начала обучения любитель, хорошо разбирающийся в пении канареек, начинает прослушивать каждого молодого самца в отдельности. Для этого клетки с птицами поочередно перемещаются на некоторое время с полок в другую часть комнаты или лучше в отдельное помещение. Прослушав таким образом всех своих птиц, канаровод сортирует и переставляет их на полках по-иному. Может оказаться, что благодаря неодинаковым наследственным задаткам у птиц обнаружится некоторое различие в пении. В этом случае самцы, имеющие какой-то общий набор колен, группируются отдельно от самцов с другим характером напева. При такой расстановке достигается наилучшая слаженность и устойчивость пения. В каждой из этих групп особи, лучше других исполняющие свою песню, располагаются на верхних полках, а посредственные певцы - на нижних. После того, как песня молодых самцов окончательно сформируется, клетки с ними начинают периодически затемнять занавесками из неплотной ткани тут же на полках, или ставят клетки с птицами одинакового напева в специальные шкафчики с закрывающимися дверцами из матового стекла. Это делается для того, чтобы в полумраке кенары лучше спелись между собой, прочнее затвердили свой напев. Затемнение применяется с большой осторожностью, так как птицам в таких условиях живется очень трудно. Несколько раз в день занавески или дверцы шкафа открываются не меньше чем на час, чтобы птицы могли вдоволь поесть и напиться. На ночь их обязательно оставляют открытыми для свободного доступа воздуха. К. 7-8-месячному возрасту песня кенара обычно сформировывается окончательно и надобность в затемнении отпадает. При отсутствии учителя формирование песни происходит медленнее. Любители канареек овсяночного напева пользуются такими же приемами воспитания самцов, как и немецкие канароводы. Периодическое затемнение клеток с птицами если и производится, то обычно не в шкафах, а в отдельных ящиках. Литература: Лукина Е. В. Певчие, цветные и декоративные канарейки. - 3-е изд. - М.: Лесн. пром-сть, 1987. - 144 с. ил.
|
Сейчас на форуме
|