|
Почитать ещеОбучение пению молодых канареек Декоративные канарейки Красношапочный вьюрок (Serinus pusillus) Канарейки: содержание и уход Обыкновенный щегол (Carduelis carduelis) |
Домашние канарейкиКолокольчик - ряд отрывистых и довольно высоких звуков, похожих на удары маленького колокольчика. Исполняя его, птица слегка приоткрывает клюв. Журчащий раскат - очень красивое колено, действительно напоминающее звуки переливающейся воды. Шокель - чрезвычайно своеобразная и красивая музыкальная строфа. Она представляет собой неторопливое повторение мягких и, вместе с тем, четко скандируемых птицей звуков, плавно понижающихся и замедляющихся к концу строфы. Французские канароводы называют этот тур "колыбельной". Существует очень оригинальный вариант шокеля, напоминающий приглушенный человеческий смех. К сожалению, в песне большинства роллеров шокель отсутствует. Простым, но хорошо украшающим песню роллера коленом являются низкие глухие свистки. Высокий свист обесценивает песню. Довольно редким, но красивым туром является клохтание. Этот звук напоминает кудахтанье курицы-наседки, отсюда и его название. Набор колен и качество их исполнения у разных особей могут быть разными. Хороший роллер должен петь ровно и мягко, без рывков, плавно переходя от одного колена к другому. Каждый тур песни должен быть в меру продолжительным: не слишком длинным, но и не коротким. Отдельные выкрики, высокие свистки, резкие, трескучие и жужжащие трели (швирра), гнусавые звуки и "рычки", прерывистость песни считаются браком. Во время пения хорошая гарцская канарейка держится на жердочке вертикально и сильно надувает горло. По стандарту роллер должен быть только желтого цвета, в крайнем случае желто-пестрый. На конкурсах оценивается пение как штаммов (четыре птицы), так и одиночек. При оценке штамма четыре клетки помещаются одна над другой. Оценка производится по международной 90-балльной шкале. Бельгийская певчая канарейка. Выведенная более ста лет тому назад близ старинного бельгийского города Мехельн, известного также и под названием Малин, эта порода певчих канареек значится в международной номенклатуре как канарейка малинуа. Родоначальником ее был тот штамм гарцских роллеров, в песне которого имелись колена, называвшиеся соловьиными. Малинуа крупнее, стройнее и подвижнее роллера. По окраске она должна быть чисто желтой, - допускается не более одного темного пятнышка на оперении. Песня канарейки малинуа богаче и разнообразнее пения роллера. В ней оценивается 12 туров. Три начальных колена напоминают различные звуки движущейся воды: журчание, бульканье и клокотание. Кроме того, есть кнорра, флейта и колокольчики разных тонов; иногда бывает шокель. Заканчивается песня тремя эффектными коленами соловья, которые всегда очень ценятся. Во время пения птица сильно надувает горло и большую часть туров исполняет с закрытым клювом. Некоторые колена исполняются с открытым клювом. Оценка песни производится по 120-балльной шкале. Конкурс проходит следующим образом. Сразу все клетки с канарейками малинуа расставляются в зале около стен. Клетки довольно большие и закрыты со всех сторон; только передняя стенка остается открытой. Судьи переходят от одной клетки к другой, ставя сначала предварительные оценки, затем опять возвращаются, чтобы уточнить свои замечания. Эта процедура может длиться весь день. В последнее время порода приобретает все больше и больше поклонников. Испанская певчая канарейка. Эта порода стала известна в Европе под названием тимбрадос. В чехословацком "Справочнике для любителей экзотов и канареек" говорится, что это самая старинная порода и получена она путем скрещивания дикой канарейки с европейским канареечным вьюрком. Канарейка тимбрадос может быть зеленой, желтой, более вялы и поют не полным голосом. Это обстоятельство было на руку канароводам, которые старались сделать пение своих питомцев более тихим и спокойным. К тому же, в легком полумраке молодые птицы внимательнее слушали учителя, так как никакие зрительные раздражители их в таких условиях не отвлекали. Поэтому можно согласиться с тем, что затемнение, умело применяемое в период формирования песни самца, действительно может способствовать выработке негромкого и плавно льющегося напева. Вкусы у канароводов были разные, каждый старался культивировать у своих птиц именно те туры песни, которые ему больше всего нравились. Так, например, одни канароводы специально улучшали, отшлифовывали у своих кенаров тур "кнорра", другие вырабатывали первоклассный "коллер", третьи - "колокольчик" и т. д. Таким путем были выведены узкоспециализированные по напеву линии, или штаммы, канареек. Репертуар такого штамма часто состоял чуть ли не из одного колена, но зато превосходно исполняемого. Те колена, которые птицы воспроизводили лишь слегка приоткрывая клюв, по-видимому, особенно ценились, так как они всегда звучали более мягко и тихо. Птицы с резким и высоким голосом, как правило, выбраковывались и на размножение не шли. Со временем некоторые канароводы добились того, что их птицы стали хорошо исполнять уже по нескольку колен, по нескольку музыкальных фраз. Во второй половине XIX века произошло крупное для канароводов событие. Рудокоп Вильгельм Труте представил на суд знатоков большую коллекцию выведенных им канареек (штамм Труте), пение которых отличалось неслыханным до того времени богатством и разнообразием. Некоторые кенара Труте могли исполнять до 32 вариаций совершенно различных колен. В широком кругу любителей канарейки Труте пользовались очень большим успехом. Но некоторые старые канароводы критиковали Труте, упрекая его в том, что он увеличил число туров за счет качества пения. По данным М. Лежендра, к 1880 году уже вполне четко определились наследственно закрепленные различия в пении канареек, разводимых в Верхней и Нижней Германии. Канарейки из Верхней Германии (Тюрингия, Бавария, Гарц), у которых путем систематического отбора и отчасти обучения было выработано своеобразное пение на низких нотах при закрытом клюве, получили название гарцских роллеров; канарейки из Нижней Германии (Пруссия, Ольденбург, Ганновер), поющие с открытым клювом длинные, но однообразные строфы на букве "р", то понижающиеся, то повышающиеся, известны в литературе под названием обыкновенных немецких канареек. Некоторые немецкие канароводы тогда же задались целью очистить песню канареек Труте от нежелательных, с их точки зрения, туров. Но работая в этом направлении, они пришли к весьма плачевному результату - песня потомков канареек Труте до неузнаваемости обеднела. В 1900 году на конкурс в Лейпциге впервые была представлена коллекция канареек, выведенных Г. Зейфертом. В мире канароводов эти птицы произвели настоящую сенсацию. Их песня не имела недостатков канареек Труте и состояла из целого ряда разнообразных и красивых туров, а голос этих птиц был такой низкий и приятный, какого до тех пор еще никто из канароводов не слышал. В 1902 году Зейферт умер, а его птицы были раскуплены многими любителями. С тех пор штамм Зейферта стал идеалом для всех любителей канареек с низким и глухим напевом. Со временем культура этих птиц заметно измельчала. В этом повинна война 1914 года. С тех пор заметных новшеств в истории этой породы не произошло, если не считать того, что некоторые из наиболее славившихся туров бесследно исчезли (например, "коллер"). В наше время основными турами песни гарцских роллеров считаются: глухой раскат (Hohlrolle), кнорра (Knurre) и журчащий раскат (Wasserrolle). Эти туры получают наивысшую оценку - до 9 баллов. К второстепенным турам относится глухой колокольчик (Hohlklingel), раскат колокольчика (Klingelrolle), шокель (Schockel), клохтание (Gluken), свистки (Pfeifen) и колокольчик (Klingel). Все туры этой группы, исключая раскат колокольчика и колокольчик, получают оценку до 6 баллов. Наименьшую оценку - до 3 баллов - получают колокольчики и раскат колокольчика, объединяемые в последнее время в один тур. Лучшим коленом песни роллера считается глухой раскат. Немецкие любители называют его "королем и пестрой окраски; длина тела птицы 13 см, отличается от роллера более коротким и округлым туло-вищем. Песня ее оценивается по 75-балльной шкале. Туры песни тимбрадос делят на 3 группы. Группа I включает три вида россыпных трелей: металлическую россыпь, состоящую из сочетания звуков "р" и "и" ("ри-ри-ри-ри-ри"), пропеваемых в высокой тональности. Чаще исполняется в начале песни (запевка) и значительно реже между другими коленами. Оценивается от 1 до 3 баллов; россыпь, исполняемую в средней тональности и состоящую из сочетания звуков "р" и "ей". Пропевается после металлической россыпи. Оценивается от 1 до 6 баллов; россыпь низкой тональности, состоящую из сочетания звуков "р" и "оу". Эта россыпь считается трудной для исполнения и оценивается от 1 до 9 баллов. Все россыпные трели птица поет с полуоткрытым клювом. Группа II включает следующие колена: колокольчики, оцениваемые от 1 до 9 баллов, кастаньеты (щелканье), оцениваемые от 1 до 9 баллов, клохтанье, от 1 до 9 баллов, колена "пия-пия-пия" и "чау-чау-чау" или "хау-хау-хау", каждое из которых оценивается от 1 до 6 баллов. Все эти колена птица поет с открытым клювом.
|
Сейчас на форуме
|