СобакиКошкиПтицыРыбыЛошадиГрызуныАмфибииРептилииРастенияФОТОВопросы-ответы (FAQ)ОткрыткиЭнциклопедии

 

Роль внешнего вида в системе общения животных

Увеличение размеров тела у всех позвоночных выполняет в целом одну функцию: действует как угроза (при нападении или обороне) или помогает произвести на противника внушительное впечатление и в результате получить определенное преимущество над ним - например избежать конфликта или избавиться от конкурента. Эта составная часть поведения очень часта у животных и встречается во всех возможных ситуациях - при споре за территорию, в поединках и в брачный период.

Следующая форма визуальной сигнализации в той или иной мере связана с предыдущим примером. Она основана на принимании особых поз и демонстрации некоторых частей тела, причем разные животные обычно используют разные структуры тела или цветового рисунка. Эти сигналы очень пестры и выразительны. К ним относятся, например, характерное положение или повороты головы, хвоста, конечностей и разных выростов тела (ушных мочек, гребней, хохолков), выпрямление и поднятие разно окрашенных волосков или открывание бросающихся в глаза цветных пятен. Например, олени демонстрируют на задней части тела яркие белые пятна, которые образованы скоплением белых волосков и в состоянии покоя, как правило, прикрыты окружающей темной шерстью. При сигнале опасности волоски выпрямляются и формируют таким образом четко ограниченное контрастное пятно. Это явление известно у серн, разных оленей, вилорога. Необычайно большое контрастное пятно, заходящее длинной полосой на спину, имеют спрингбоки. Действие этого сигнала усиливается еще и потому, что в состоянии покоя белая шерсть на спине абсолютно скрыта в кожной складке и появляется лишь в момент тревоги, когда складка раскрывается и выпрямленные волоски формируют ясно видимую белую щетку.

По этому же принципу действуют сигнальные пятна многих других животных. Очень выразительна окраска самцов мартышки дианы: большие белые или ярко-оранжевые пятна на внутренней стороне бедер. Животное при угрозе резко раскрывает бедра, и пятна мгновенно выступают на фоне окрашенных в черный цвет конечностей. Подобные сигнальные пятна можно найти на ушах кошачьих, на нижней стороне хвоста некоторых оленей, на брюшке жерлянок и плавниках рыб. Их показывают наклоняя голову и прижимая уши (тигр), поднимая или двигая хвостом (олени), вставая на задние конечности (жерлянки) или внезапно раскрывая плавник (рыбы). Одним из вариантов этого типа визуальной сигнализации является мгновенное изменение цвета.

Формы двигательной сигнализации у гусей и волков стали классическими примерами многообразия зрительных сигналов, основанных на характерных позах или телодвижениях. У гусей главную роль играют положение головы и ее движения, у волков (как и у большинства псовых) кроме общего положения тела немаловажную роль играют положение и движение хвоста. Подобные способы сигнализации известны и для других позвоночных - для некоторых ящериц, лягушек и рыб.

Зрительные сигналы могут исполнять самые разные функции - от простой возможности определить животное (некоторые антилопы, поднимая голову, открывают яркие, типичные для определенных видов пятна на нижней стороне шеи) и сообщить об опасности до проявлений брачного поведения (показ цветных зеркалец на крыльях селезней в период ухаживания). Кроме того, сигналами могут быть различные демонстрации, связанные с проверкой и усилением собственного положения на иерархической  социальной  лестнице  (у  псовых  в  этих  случаях особую  роль  играют  именно  положение  и  движения хвоста).  Действие  этих  сигналов  строго  определяется видом,   причем  до  такой  степени,  что  то  же  самое; движение или поза у двух разных видов животных могут  иметь  совершенно  разное  значение.  Так,  поднятие  или растягивание ушных раковин у слона означает угрозу, у  белки - оборонительную  реакцию,  а  у  собаки  просто; движение,  сопровождающее  переключение  внимания  на; определенный  объект.  Подобные  различия  в  значении сигналов часто встречаются в мимике животных, обсуждение которой и без того осложняется бессознательными  и совершенно ошибочными поисками аналогий с выражениями человеческого лица.

Эти  аналогии,  скорее  всего,  и  являются  одной  из  главных  причин  интереса  к  тому,  что  выражает  лицо животных. Бесспорно, что у животных есть "лицо", и оно может иметь разные и весьма характерные выражения. Постоянный внешний вид головы является лишь результатом  взаимного  расположения  органов  чувств,  разных  покровных структур и ротового отверстия, которые сами по  себе  не  выражают  никаких  чувств  и  проявлений характера животного, хотя и создают отдаленное  сходство  с  тем или  иным  выражением человеческого лица. Именно  благодаря  этому  и  возникли  представления  о гордых орлах, мудрых совах, льстивых лисицах и надменных  верблюдах,  ничего общего не имеющие с действительными  коммуникативными способностями животного. О коммуникативных способностях можно говорить только в том  случае,  когда взаимное расположение отдельных, частей  лица  изменяется,  то  есть  когда  у  животных имеется способность к мимике.

Песец, или полярная лисица (Alopex lagopus), фото хищные животные фотография картинка
Песец, или полярная лисица (Alopex lagopus)

Объем мимических способностей животных обусловлен двумя основными причинами. Первая - определенный и довольно высокий уровень развития высшей нервной деятельности. Второе важное условие - строение лицевой части головы, то есть наличие или отсутствие таких структур, которые делают возможными собственно мимические движения. К этим структурам относятся движущаяся на голове кожа и ее производные (шерсть, перья), движущаяся глазная щель, заметные вибриссы, движущиеся губы, ушные раковины и возможность изменять или демонстрировать окраску лица. У животных с особо тонкой системой мимических проявлений (например, у кошек) важную роль играют даже такие, казалось бы, мелкие признаки, как изменения в форме зрачка. В том, что все эти составные части необходимы для мимики животных, не трудно убедиться, сравнив возможности кролика, с одной стороны, и кошки или пса - с другой, или - если брать животных, приблизительно равноценных в своем развитии,- возможности медведя и тигра.

Особое место в мимических проявлениях животных занимают раскрывание челюстей, а также поднятие губ и их оттопыривание. И не только потому, что относятся к самым древним проявлениям угрозы, известным уже у пресмыкающихся. Люди обычно связывают раскрывание челюстей и обнажение зубов с проявлением дикости и кровожадности, при этом забывают о некоторых важных фактах. Описанное выше проявление угрозы имеет в жизни животного две различные, практически противоположные функции. Нападающая, или агрессивная, угроза может быть, особенно у некоторых животных (в том числе у хищников), мимически совершенно невыразительной и предшествует собственно нападению животного. Напротив, оборонительная, или дефенсивная, угроза по своему внешнему проявлению намного сильнее; ее выражают животные, которые чувствуют, что находятся в опасности. Фотографы для получения эффектных снимков, конечно, направляют свои усилия, чтобы вызвать у животных подобную реакцию, особенно впечатляющую у крупных кошачьих и их детенышей.

Угроза, однако, как составная часть поведения, не связана со способом добычи пищи. С ней можно встретиться не только у млекопитающих, но и у птиц и пресмыкающихся. У хищных животных необычайно сильное впечатление от угрозы обусловлено прежде всего длинными челюстями с крупными зубами, большой подвижностью лица, высоким интеллектом. А все разнообразные проявления угрозы у них функционально отождествляются, например, с едва заметным поднятием верхней губы у оленя, которым он осенью в зоопарке сопровождает попытки отогнать посетителей от изгороди своего участка. Мало кто, вероятно, знает, что это поднятие губы первоначально, по-видимому, служило для обнажения длинных клыков, которые были когда-то у примитивных оленеобразных на месте теперешних невыразительных клычков.

Для полноты картины хотелось бы еще добавить, что раскрывание челюстей получило у животных значение угрозы только вторично. Первоначально же оно появляется у позвоночных в связи с зеванием (по последним наблюдениям, есть даже у некоторых рыб). Изменение функции некоторых проявлений случается у животных, особенно у высших  позвоночных,  довольно часто. При подробном   изучении   всего   арсенала   выразительны? средств животных можно обнаружить, что целый ряд этих средств  очень  похож  на  движения или позы,  которые используют животные в своей обычной жизни, хотя и при совершенно иных обстоятельствах. Наряду с уже описанным  раскрыванием  челюстей,  получившим  со  временем третье  применение  (выпрашивающий  жест,  при помощи которого животные зоопарков выманивают у посетителей пищу), немало других сходных примеров. Знакомая всем выгнутая спина, которой кошка реагирует на внезапную конфликтную ситуацию, используется в потягивании; выпрашивающие  позы  самок  некоторых  птиц  в  период ухаживания ведут свое происхождение от поведения птенцов, которых кормят родители. Обыскивание у обезьян - это обычный уход за шерстью, но лишь вторично нашедший свое отражение как символ социальных отношения между подчиненной и доминирующей особями.

В  более  сложных  формах  сигнализации  животные иногда только намекают на какое-то действие. Например, в брачных танцах некоторых птиц проявляется первая фаза нападения - угроза, но действие так и остается неоконченным. Довольно часто, наблюдается лишь намек на прыжок или взлет. Намек - это ритуализированная форма начального вполне целесообразного поведения, которое становится составной частью крупного выразительного действия, обозначающегося как обряд или ритуал. К самым известным формам такого поведения относятся токование птиц и вообще брачное поведение животных.

Коммуникативную функцию берут на себя также особые способы движения, которые используются разными позвоночными как самостоятельные зрительные сигналы. В большинстве своем это не слишком измененные формы обычного передвижения, но используемые животным только в определенных ситуациях. К ним относятся, например, особый шаг или бег некоторых копытных (отталкивающийся шаг ланей при виде опасности), особые формы полета (жителям ряда городов, наверное, известны характерные вылеты самцов кольчатой горлицы в брачный период) или плавания (угрожая, самец лебедя-шипуна передвигается вперед одновременными толчками обеих ног).

Хотя визуальные средства общения животных очень разнообразны, не следует считать каждое движение исключительно зрительным сигналом, оно может всего только сопровождать какое-либо поведение. Это касается главным образом некоторых форм осязательной сигнализации, гораздо более распространенной среди беспозвоночных, но иногда встречающейся и в отдельных группах позвоночных. Примером может служить похлопывание у антилоп (жирафовой газели, газели Томсона и некоторых других антилоп) - форма поведения, при которой самец дотрагивается своей передней конечностью задней конечности самки. Подобными движениями (либо теми или иными изменениями во внешнем виде животного) могут сопровождаться запаховые и звуковые сигналы, несмотря на то, что они основаны на иных средствах выражения, чем визуальные.

К главным функциям запаховых сигналов позвоночных относится не только индивидуальное распознавание партнера, но и мечение территории или различных предметов. В обоих случаях роль сигнала играет запах, который выделяется с мочой или калом, либо, что бывает гораздо чаще, специальными пахучими железами, расположенными на разных участках тела: на ногах у косуль, за головой у серн, перед глазами у оленей и некоторых антилоп, в области анального отверстия или у основания хвоста куниц и т. п. В зависимости от того, где расположен источник запаха, животные занимают те или иные стойки и положения при взаимной проверке или при отметке; эти позы носят лишь сопроводительный характер и основу действия запаховых сигналов не затрагивают. Тем не менее, они интересны уже сами по себе, а также тем, что могут отличаться у разных полов одного вида либо быть практически идентичными у одинаковых полов разных видов. Таков, наверное, всем известный пример - поза мечения при мочеиспускании, одинаковая у самцов разных видов (собака, волк, койот, гривистый волк), но совершенно иная у самок этих же видов. Функциональное сочетание запаховых и зрительных сигналов довольно редко из-за разной основы их действия. Такое сочетание наблюдается у псовых, которые принимают типичные позы при взаимном обнюхивании, у мелких хищников и грызунов, которые дают предупреждающий зрительный сигнал в виде 4 определенной позы перед тем, как выпрыснуть мочу или секрет пахучих желез.

Все, что было сказано о запаховых сигналах, в основном относится и к звуковым (акустическим) сигналам, однако, с тем отличием, что в данном случае функциональное сочетание с разными позами встречается чаще. В отличие от запаховых действие зрительных и акустических сигналов мгновенно, и их одновременность усиливает окончательный эффект. К такого рода сигнальному поведению относятся позы, которые сопровождают крик или покрикивание у разных птиц (крик чаек, кукареканье петуха), или издавание предупреждающих об опасности звуков, сопровождаемое раскрытием челюстей или поднятием перьев и шерсти (например, шипение и фырканье кошачьих). Однако изменение внешнего вида животного часто зависит от того, как издаются соответствующие звуки, будь это надувание резонаторных полостей у некоторых видов лягушек (прудовой лягушки, жерлянок) или у обезьян (ревунов, орангутанов, сиамангов), или движение хвоста, оканчивающегося погремушкой (у гремучих змей), или стук клюва (у аистов). Даже эта механическая функция не исключает одновременного сигнального действия, соответствующего перемене в облике животного. Например, самцы горилл во время демонстрирования силы бьют себя в грудь, выпрямляясь при этом на задних конечностях, что им совершенно необходимо для освобождения передних, но одновременно поза выпрямленного тела уже сама по себе действует как угроза. Оказывается, животные далеко не немые существа у них есть свои формы общения, которые, хотя и нельзя сравнить с богатством человеческого языка, играют очень важную роль в их жизни. В последнее время в мире проявляется огромный интерес к исследованиям в области средств общения у животных. И человек подчас для решения своих проблем вынужден обращаться к изучению животных, например, в поисках способов быстрого переноса информации.

Литература: Герань И.  Удивительные животные: Пер. с чешск. А. В. Яблокова. Москва, 1985

 
 

 

Сейчас на форуме