|
Поведение и интеллект животных
| | Сознание и эмоции у животных Эмоции - это существенная часть человеческих переживаний. С точки зрения здравого смысла можно прийти к единому мнению о том, что именно подразумевается под эмоциями, и мы обычно единодушны в понимании атрибутов различных эмоций. Однако при изучении эмоций с научной точки зрения возникает целый ряд трудных проблем.
| | | Стоимость выживания и приспособленность у животных Некоторые свойства окружающей среды могут уменьшить успех размножения и даже вызвать гибель родителей вследствие голода, хищничества и др.; могут привести к неудаче в размножении в результате конкуренции за партнера или места для гнездования; могут не дать возможность молодняку вырасти из-за отсутствия родительской заботы, пищи или защиты от хищников.
| | | Значение облика животных в их защите Успешное существование видов в большой степени зависит от обороноспособности его представителей. Немаловажное значение имеет и оснащение животных такими средствами, которые дают им возможность устоять в условиях сильной конкуренции за территорию и пищу, и прежде всего, в условиях постоянной взаимосвязи хищник - жертва, играющей в природе первостепенную роль) как с точки зрения добывания пищи, так и с точки зрения сохранения биологического равновесия. | | | Роль внешнего вида в системе общения животных Человек любит перечислять отличающие его от животных качества и способности, которые подтверждают его уникальность. Однако если рассмотреть эти качества повнимательнее, то мы с удивлением увидим, что многие из них можно найти в мире животных, хотя и не в таком масштабе и не на таком уровне. Не составляет исключения и такое присущее человеку качество, как взаимное общение, или коммуникации. Конечно, это не касается речи, являющейся наиболее характерной формой общения у людей и действительно уникальным качеством человека. | | | Жизнь животных в сообществе Если рассматривать понятие "общественное" в самом широком смысле, включая все возможные формы взаимодействия между особями в пределах вида, то окажется, что лишь очень немногие виды животных не являются общественными в том или ином отношении. Не вызывает сомнений тот факт, что взаимоотношения в стадах крупных африканских копытных, в косяках рыб, в перелетных стаях куликов или в сообществе термитов имеют "социальную" основу. | | | Как животные выбирают свой путь? Представьте себе, что внезапно в открытом поле вас настигла снежная буря или сильный ливень. Естественно, первой мыслью будет направиться домой. И может случиться так, что вы вскоре потеряете дорогу и заблудитесь. Значит, совсем не достаточно вовремя принять верное решение и последовать ему. Каким бы прекрасным ходоком вы ни были и как бы точно ни рассчитали свое время, вы не попадете домой, если не умеете хорошо ориентироваться в пространстве.
| | | Нервная регуляция поведения животных Нервная система состоит из нервных клеток, называемых нейронами, которые специализированы для передачи информации от одной клетки другой. У каждого нейрона имеется тело с ядром и множество ветвящихся отростков. Обычно у клетки много коротких отростков, называемых дендритами, и один длинный - аксон. Дендриты образуют связи с близлежащими нейронами, а аксоны проводят сигналы на сравнительно большие расстояния. | | | Вертикальные миграции планктона Вертикальные суточные перемещения составляют характерную черту поведения многих свободно плавающих планктонных растений и животных. Мельчайшие организмы - бактерии и диатомовые водоросли - входят в состав флоры и фауны морей наряду с неисчислимым множеством сине-зеленых водорослей и жгутиковых. Они-то и определяют существование зоопланктона, к которому относятся также простейшие, медузы, личиночные формы морских ежей, моллюски, мальки рыб и ракообразные - личиночные, так и взрослые формы. | | | Могут ли животные считать? Если перед голубем или петухом - положить две разные по величине кучки зерна, скажем пшеницы, то птица направляется сначала, как правило, к большей. Можно предположить, что большее количество зерна возбуждает и тем самым привлекает сильнее, чем меньшее. При этом напрашивался вопрос, какую разницу в количестве зерна еще могут различать, например, голуби. Замечают ли они, что 9 зерен - это больше, чем 8? |
|
|