|
Почитать ещеХариус сибирский (Thymallus arcticus) Вредители в аквариуме Манта, или гигантский морской дьявол (Manta birostris) Рост и развитие рыб Американский сомик-кошка, или амиур (Ictaluris nebulosus) |
В поисках древнейших аквариумистовИтак, для начала необходимо ответить на вопрос: когда в истории человечества возникло рыборазведение как таковое, а уже потом, анализируя его развитие, можно будет указать хотя бы примерно дату появления аквариумистики как способа развлечения и украшения жилища людей. Ведь на протяжении веков существовало параллельно, почти не разделяясь, рыбоводство декоративное и хозяйственное. Все началось с рыболовства. Уже в культуре палеолита была велика роль рыбы как источника пропитания древнего человека. На его стоянках археологи находят огромное количество рыбьих костей, принадлежавших обитателям близлежащих и удаленных рек, озер, морей. В неолите охотники и одновременно рыболовы населяли почти всю территорию Азии, Восточной Европы, Африки (за исключением ее севера) и Австралии. На территории Франции 20 тыс. лет назад была особая культура "чистых" рыболовов - так называемая культура сальпетриер, представители которой почти не знали другой пищи. В раскопках древних стоянок находят и простейшие орудия рыбной ловли - сети, удочки, гарпуны, крючки, наконечники, стрелы и т. д. Образ рыбы тогда же проникает и в древнее искусство. Изображения рыб встречаются во множестве в примитивных рисунках первобытного человека. По данным советского ихтиолога члена-корреспондента АН СССР Г. В. Никольского, через рыболовство у древних народов осуществлялись многообразные этнические связи. Воспоминанием об этом может служить общность корня "пла" во многих языках. Например, "пла" - это рыба на одном из таиландских языков, "плотва" - у славян, "плотц" - у германцев. Во многие древние религии проникает и культ рыбы - хозяйки водных пучин и одновременно кормилицы. В неолите, примерно 6-7 тыс. лет назад, рыболовство уступает свою роль земледелию и скотоводству. Рыбьих костей на стоянках этого периода становится все меньше и меньше. Но развитие земледелия требует все больше воды для полива полей. Начинаются ирригационные работы, требующие концентрации больших масс людей. Первые цивилизации, свидетельствуют историки, возникли в долинах крупных рек, таких, как Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Хуанхэ. Воды рек удобно было отводить и использовать для орошения с помощью простейших каналов, прудов, водохранилищ и т. п. Культурное земледелие по логике должно было привести, в конце концов, к возникновению рыбоводства. Ирригационные водоемы связывались с рекой, откуда в них затем попадали рыбы. Местные жители, перекрывая каналы и сливая воду па поля, могли потом выбирать неожиданный улов практически голыми руками. Сметливый глаз древнего земледельца наверняка подметил это новый дополнительный источник питания и не мог не обратить его себе на пользу. Трудно сказать, когда именно это произошло. Видимо, в разных местах в свои сроки. Затем удачный опыт могли заимствовать другие народы и цивилизации. Историк ихтиологической науки П. Н. Скаткин относит срок зарождения рыбоводства на период до нашей эры, считая, что оно возникло впервые в Китае и Древнем Риме. Однако сегодня, спустя четверть века после завершения его обширного исследования, есть новые данные, позволяющие передать пальму первенства в этом вопросе Древней Месопотамии, В Междуречье Тигра и Евфрата. Месопотамия, шумеры, вавилоняне... Эти слова привычно ассоциируются с одной из древнейших цивилизаций на Земле, с ее культурой и клинописной письменностью, с ее городами и храмами, полями и оросительными каналами. Действительно, древнейший оросительный канал найден именно здесь, в Месопотамии, и датируется он 6 тысячелетием до н. э. С середины 4 тысячелетия для этой цивилизации уже характерна крупномасштабная и планомерная ирригация сельского хозяйства. Рыбы, как и полагается, занимают свое место в культуре: бог водной пучины Эа изображается в виде рыбы; рыбой же названо одно из созвездий на ночном небосводе. Все это понятно, воды обеих могучих рек полны и загадочны, они несут с собой на поля обильные урожаи, наводнения, а также всевозможных рыб. Считают, что шумеры, родоначальники вавилонской культуры, первыми пришли к идее создания рыбного заповедника. Вот какие к тому есть основания. В Древнем Шумере был город-государство Лагаш. Среди других подобных же мелких государств Междуречья того периода (середина 3 тысячелетия до н. э.) он отличался, по-видимому, лишь тем, что именно в нем герой шумерского эпоса Гильгамеш был впервые назван богом. В городе был храм, принадлежащий другому богу по имени Нингирсу. Этот главный бог имел бога-помощника по имени Гишбаре, в обязанности которого, как сообщают нам дошедшие письменные источники, входило управление рыбным хозяйством. Гишбаре должен был вовремя пополнять храмовые пруды рыбой, что на самом деле делал правитель города. Источники сообщают, что при храме Лагаша были рыбные заводы, где, возможно, проводились настоящие рыбоводные работы. Отметим, что основное время расцвета города-государства Лагаш приходится на XXVI-XXIV вв. до н. э. А велось ли тогда декоративное рыборазведение? Точных данных об этом пока нет, есть только предположения. Во всяком случае, при раскопках дворцов в них находят некие таинственные чаши-бассейны. Для чего они служили - неизвестно. Может быть, в них содержали "комнатных" рыбок? Но и без этого роль и значение достижений этой древнейшей культуры для всего последующего развития рыбоводства, включая и его аквариумную "подотрасль", представляются очевидными. В стране фараонов. Древний Египет располагался узкой полосой по обоим берегам кормящей его, а потому великой реки Нил. "Слава тебе, Хапи!"- говорили, обращаясь к Нилу, фараоны и рабы, ремесленники и жрецы, крестьяне и воины. "Владыкой рыб" называли они свою могучую реку, хотя, как мы понимаем сегодня, основное значение для древнеегипетской цивилизации Нил имел, прежде всего, как источник воды для земледелия. Но, отмечают исследования историков и археологов, наибольшее количество протеина в рационе древние египтяне получали все-таки за счет рыбы, в изобилии водившейся в Ниле и его притоках. По крайней мере, начиная с XIV в. до н. э., во времена фараона Эхнатона, его жены Нефертити и их преемников, при дворцах и многих домах богатых египтян разбиваются сады с плодовыми деревьями, цветами, а главное - с прудами и водоемами. В раскопках самих дворцов находят также каменные чаши-бассейны неизвестного назначения. Эти данные косвенно свидетельствуют в пользу того, что рыборазведение, может быть, даже с чисто декоративными целями уже было известно в Египте той поры. Об этом также говорят и ученые, проводившие анализ папирусов и настенных рисунков внутри пирамид. Из их данных следует, что египтяне содержали в искусственных условиях и. разводили многих рыб, в частности знаменитую тиляпию, отличающуюся от других своим ярко выраженным родительским поведением. Ученый и писатель из ГДР Г. Фрей в своей "Большой энциклопедии аквариумистам" цитирует одного из исследователей, который нашел в древних источниках упоминание о том, что египтяне заводили в домах специальные сосуды для содержания рыб, причем "не столько по степени их хозяйственной пользы". Здесь уже можно явно усмотреть начало нового этапа в рыбоводстве - этапа декоративного аквариума. А в это время на земле Эллады. Похоже, что древние греки рыбоводством не занимались вовсе. И совсем не потому, что не знали пищевой ценности рыбы. Наоборот, рыбные продукты играли огромную роль в жизни и экономике греческих городов-государств. Просто рыбы было много в море, и жителям этой страны хватало развитого морского рыбного промысла. Древние греки оставили о себе память в истории как отважные мореходы и добычливые рыболовы. Считают, что расселение греков и образование ими колоний по берегам Черного и Азовского морей связано, прежде всего, с освоением новых рыбных районов. Древние греки хорошо знали многих рыб - обитателей морей, поскольку те часто попадали в сети и на удочки, продавались на рынках и регулярно появлялись на обеденных столах. По свидетельству Аристотеля, в то время грекам было известно более 116 видов рыб, преимущественно морских. Все сказанное объясняет, почему в греческих городах-государствах, по-видимому, не занимались разведением рыбы - в этом просто не было нужды. Но в результате расцвета экономики, культуры богатство городов росло. Дорогих и вкусных морепродуктов требовалось в роскошных домах богатых горожан все больше и больше, рыбаки в море уже не успевали обеспечить всех желающих купить хорошую рыбу к столу. Нарастал дефицит. Тогда-то и возникла необходимость искусственного выращивания наиболее ценных рыб. Сведения об этом скудны - единственное, что нам известно, это опыт рыбоводов одной из греческих колоний на земле Южной Италии. С VIII в. до н. э. здесь был известен знаменитый своим богатством город Сибарис. Жители Сибариса - сибариты - неустанно предавались наслаждениям, пышно одевались и вели настолько изнеженный образ жизни, что слово "сибарит" стало в последующие 2,5 тыс. лет нарицательным. Любили сибариты и покушать всласть. Они быль изобретателями целого ряда изысканных греческих блюд, а профессия повара в городе стала чуть ли не самой, как мы теперь говорим, престижной. Повара даже освобождались от налогов. Среди сибаритов были и рыбоводы. Они разводили наиболее ценную рыбу - угря, который уже успел стать здесь излюбленной пищей. Надо полагать, что само разведение угрей заключалось в содержании молоди этой рыбы, обычно подходящей к берегам в массовом количестве, в отгороженных от моря (или реки) участках водоема с искусственным затем подкармливанием мальков, вплоть до достижения ими товарного веса. Рыбоводы-угреводы в Сибарисе также были освобождены от уплаты налогов. В конце VI в. до н. э. Сибарис в результате войн был захвачен врагами и разрушен. Но память о сибаритах осталась, в том числе и на страницах истории рыбоводства.
|
Сейчас на форуме
|