|
Почитать ещеПершерон, или першеронская лошадь О классификации пород лошадей Русская тяжеловозная лошадь, или русский тяжеловоз Буденновская лошадь Русский рысак |
Вятская лошадьС древнейших времен Вятский край заселяли народности финского племени - коми, марийцы и удмурты, оттесненные некогда славянами из более южных земель. Они и являются исконными владельцами лошадей, получивших широкую известность под названием вяток (вятских). Богатые заливные луга по рекам Вятке и Обвинке с их притоками обеспечивали хорошую и устойчивую кормовую базу, благодаря чему здешние лошади и выделялись среди других лесных лошадей. Некоторое влияние на формирование вятской лошади, несомненно, оказывали и те западные лесные лошади, в частности прибалтийские клепперы, которые попадали сюда с новгородскими переселенцами или завозились специально еще при царях Алексее Михайловиче и Петре I. Владельцы горных заводов - Строгановы имели конные заводы с завезенными из Прибалтики лошадьми, которых разводили для улучшения конского поголовья в своих имениях и у населения. Нельзя не учитывать и того, что вятская лошадь всегда была гораздо ближе, чем другие лесные породы, к таким очагам культуры, торговли и земледелия, как Новгород, Псков, Москва и другие старинные северные города. Еще в XVI в. русские купцы большими партиями закупали вятских и обвинских лошадей. В начале XIX в. вятская лошадь пользовалась заслуженной известностью не только в России, о ней знали и за рубежом, как об отличной ямской лошади. До появления орловского рысака вятская лошадь была широко распространена как излюбленная разъездная лошадь в северных городах и в Москве. Эта известность сыграла и отрицательную роль, ибо приводила к тому, что порода в целом ослаблялась, так как теряла при продаже и вывозе значительное количество лучших по качеству и типу лошадей. Нужных же мероприятий по поддержанию и развитию породы с должной настойчивостью и последовательностью не проводилось. В 20-30-х годах, когда советскими органами проводились широкие обследования и изучение местных пород лошадей, в некоторых районах Удмуртской АССР и Кировской, области были выявлены типичные вятские лошади. Был организован ГПР для их сохранения и разведения "в себе". По экстерьеру типичные вятки выделяются своей породностью и пропорциональностью сложения. Это приземистая, плотная лошадь, крепкой конституции. Голова у нее небольшая, широкая во лбу, с прямым или вогнутым профилем, типичная для лесной породы лошадей; шея короткая, толстая, но с более высоким выходом, чем у рассмотренных ранее лесных пород, холка невысокая; спина же часто мягковатая; круп, хотя и округлый, но короткий и приспущенный; конечности сухие с небольшими щетками, задние часто саблистые. Масть преимущественно саврасая с ремнем по спине и часто с зеброидностью на передней ноге, а на плече с "крыльями". Оброслость хорошая, грива и хвост густые. Промеры кобыл (см): высота в холке 137, косая длина 144, обхват груди 162, обхват пясти 17,6. Как ни ценна была вятская порода лошадей, но уже с конца XIX в. рысак и тяжеловозы начинают вытеснять ее как улучшатели лошадей в северных районах. Естественно, что с изменением социально-экономических условий и развитием народного хозяйства к лошади предъявляются новые и более повышенные требования. Население обращается к использованию заводских пород, скрещивая местных кобыл с завозными жеребцами. Однако далеко не всегда при этом получаются желательные результаты. Тогда, вспоминая былое, многие видят задачу в том, чтобы сохранить в чистоте прежний тип вятской лошади, восстановить утраченное. Между тем, очевидно, что для новых условий нужна и новая лошадь, которая может сформироваться лишь в результате творческой зоотехнической работы по преобразованию местной породы в перспективном для конкретных условий направлении, а не в итоге тщетных попыток возврата к старому. Вместе с тем практика показала, что казавшийся одно время простым и надежным путь прямого поглотительного скрещивания местных кобыл с жеребцами заводских пород не дает нужных результатов. Источник: Шпайер. Коневодство и конеиспользование. Москва, 1964
|
Сейчас на форуме
|