|
Почитать ещеЧистокровная верховая лошадь Донская лошадь Киргизская и новокиргизская лошади Русская тяжеловозная лошадь, или русский тяжеловоз Владимирская тяжеловозная лошадь |
Советский тяжеловозСоветский тяжеловоз относится к числу новых отечественных пород, ее образование связано с историей развития в стране тяжеловозного коневодства. Еще в середине прошлого века в Россию начали завозить бельгийских тяжеловозов-брабансонов. Они поступали и в некоторые государственные конные заводы (Хреновской, Деркульский и др.), а также в ГЗК. После Октябрьской революции брабансоны заняли ведущее положение в нашем тяжеловозном коневодстве. В период 1926-1929 гг. вновь была завезена значительная партия этих лошадей,(192 жеребца и 66 кобыл), что укрепило племенной фонд этой породы в конных заводах и в ГЗК, куда главным образом и были направлены эти жеребцы. Для расширения фондов племенного тяжеловозного поголовья в 1930-1931 гг. из .конных транспортов многих городов, не исключая и таких, как Москва, Ленинград, были изъяты ломовые лошади, пригодные для воспроизводства племенного и улучшенного крупного конского поголовья. Были проведены обследования коневодства для уточнения зоны распространения и влияния каждой породы и выявления массивов улучшенных лошадей и их качества. С 30-х годов даже в конных заводах и в ГЗК использовались преимущественно выращенные у себя, а не импортированные жеребцы-производители как чистопородные, так и помесные. Это имело большое значение для формирования (будущей породы, так как было связано с переходом от методов поглотительного скрещивания к разведению "в себе" ранее полученных помесей. Число же выводных жеребцов в государственных заводах и в ГЗК значительно сократилось, а с 1938 г. ввоз в СССР тяжеловозных жеребцов-производителей был прекращен. В 1940 г. количество помесных жеребцов-производителей в случной сети по зоне Починковского ГПР составляло 58%, а по зоне Мордовского ГПР-98% (почти весь контингент случных жеребцов). К 1948 г. выводных жеребцов-тяжеловозов почти не оставалось и в конных заводах. В начале 30-х годов начато внедрение методов тренинга и испытаний тяжеловозного молодняка как непременного условия направленного его воспитания и рационального ведения племенного дела в коневодстве. В результате многолетней работы государственных конных заводов, заводских конюшен, колхозных племенных коневодческих ферм, руководимых ГПР, и колхозных коневодов был создан значительный массив племенных лошадей. Лошади этого массива хотя и происходили в той или иной мере от брабансонов, но настолько отличались от последних по ряду признаков и свойств, что их можно было уже рассматривать как самостоятельную новую породу лошадей. В июле 1952 г. этот массив лошадей и был признан новой породой, получившей название советский тяжеловоз. Советский тяжеловоз представляет собой сложный комплекс, поскольку в его образовании, кроме брабансонов, в какой-то мере участвовали и другие породы. Например, в зонах Александровского и Ярославского госплемрассадников, сыгравших весьма существенную роль в образовании породы советских тяжеловозов, в прошлом работали жеребцы семи различных пород до верховых включительно. Даже в государственном Хреновском конном заводе в его отделении брабансонов было 122 кобылы сложного межпородного комплекса, а производители - выводные. У лошадей, записанных в I-IV тома ГПК, в пределах пяти поколений предков значатся лошади других (не брабансоны) пород (из жеребцов таких лошадей около 74,1%, а из кобыл - 80%; даже местные, неулучшенные лошади встречаются в родословных у 51,6% жеребцов и 61,9% -кобыл). Климат, почвы и растительность, а, следовательно, и корма в районах, где создавалась порода советских тяжеловозов, резко отличны от тех, в которых в Бельгии возникла и существует брабансонская порода. Поступавшие в ГЗК, конные заводы или хозяйства обычно молодые бельгийские лошади-брабансоны акклиматизировались здесь и приспосабливались к жизни в новых условиях, а их свойства, в том числе и наследственность, изменялись. Континентальный климат и (преобладание сухих кормов в рационе лошадей способствовали "подсушиванию" их конституции. Помеси от выводных тяжеловозов и местных лошадей или чистопородные брабансоны, рожденные в России, а позднее в СССР, изменялись еще быстрее. Воспитание и содержание молодняка также были совсем иными, нежели в Бельгии. Длительные холодные, снежные зимы, объемистые корма, летняя сухая жара и пастьба на нестоль обильных выпасах вырабатывали у лошадей неприхотливость и выносливость к кормам и условиям содержания. Нельзя упускать и такой фактор породообразования, как влияние на протяжении нескольких поколений местной маточной основы, вовлекавшейся в работу в процессе формирования новой породы. Ведь даже при поглотительном скрещивании не могут бесследно утратиться все качества "поглощаемой" породы; особенно когда поглощение ведется до 2-3 поколений, а условия содержания помесей остаются привычными для "поглощаемой" породы, как это было в данном случае. Требования занимавшегося разведением брабансонов населения к типу лошади и желательным хозяйственно полезным ее качествам также являлись весьма важным фактором в процессе формирования новой породы. Ценилась лошадь, малотребовательная к кормам и условиям содержания, более сухая, подвижная, чем выводные бельгийские. Нельзя упускать из виду и того, что большая часть племенных лошадей, особенно находившаяся в крестьянских хозяйствах и в колхозах, широко использовалась на всех сельскохозяйственных и транспортных работах. Условия же использования тяжеловозных племенных лошадей так же, как и все другие условия их жизни, были весьма отличны от тех, в .которых работали брабансоны у себя на родине, в Бельгии. Под воздействием в течение длительного времени всех этих факторов и сформировалась новая порода советских тяжеловозов. По экстерьеру лошади советской тяжеловозной породы отличаются от брабансонов несколько более сухой конституцией и не столь крупными размерами. Для них характерны: средняя по величине, обычно сухая голова; мускулистая и широкая шея; низкая холка; широкая спина; часто мягкая поясница средней длины и выполненности; широкий, раздвоенный, часто свислый круп; широкая, с выпуклыми ребрами грудь; относительно короткие и сухие конечности (нередко наблюдается косолапость). Порода еще недостаточно типизирована: встречаются лошади слишком утяжеленного, сырого склада, малоподвижные. Средние промеры кобыл (см): 156-466-195-23. Масти рыжая, иногда со светлой гривой и хвостом, гнедо- или рыже-чалая, гнедая, реже серая. Лошади советской тяжеловозной породы проявляют высокую работоспособность, доброезжесть и с 2 1/2-3 лет могут быть использованы на работах. На специальных испытаниях по грузоподъемности жеребец Форс проявил силу тяги, равную 689,7 кт, что составляет 78,3% его веса. С этой силой тяги и с грузом общим весом 22991 кг он прошел 35 м (вся дистанция равнялась 390 м; начальный вес груза со старта -11571 кг при силе тяги 342,6 кг). В испытаниях на шаге (вероятно, заторопленном) расстояние 2 км двухлетний жеребец Гудок, рождения 1960 т., прошел за 12 мин. 48 сек. с силой тяги 90 кг. Рысью с силой тяги 30 кг жеребец Ранет, рождения 1949 г., покрыл ту же дистанцию за 5 мин. 7,2 сек. Жеребцы-производители советской тяжеловозной породы являются хорошими улучшателями массового коневодства. Ими можно вести поглотительное скрещивание до высоких степеней кровности. Это обеспечивает возможность быстрого увеличения контингентов породы, а также укрупнения лошадей в массе. Племенная работа с этой породой должна быть направлена на большую типизацию и улучшение экстерьерных статей, совершенствование рабочих качеств лошадей путем их тренировки и испытаний. Лучшими конными заводами по разведению этой породы считаются Починковский Горьковской области и Мордовский в Мордовской АССР. Источник: Шпайер. Коневодство и конеиспользование. Москва, 1964
|
Сейчас на форуме
|