|
Почитать ещеSchutzhund: тренировка щенков Schutzhund: посадка собаки и облаивание Schutzhund: защитная служба без принуждения Защитная служба: очевидное и невероятное Шутцхунд: начало обучения собаки |
Взгляд изнутри (гуманная дрессировка собак)В процессе работы с собакой, необходимо постоянно помнить, что решение собакой, казалось бы, простых, с точки зрения человека, задач подчас представляют для нее тяжелую работу, сопровождающуюся большим нервно-психическим напряжением. Непродуманные, непривычные для вашего питомца, неприятные воздействия, например, сильные рывки поводком, часто вызывают у него непонимание и подавленное состояние, а, подчас, и агрессию направленную на хозяина. Такие воздействия негуманны не только по отношению к собаке, но и по отношению к дрессировщику. Хотя с позиций существующих представлений о гуманности они гуманны, так как производятся с помощью рывков обычным, мягким ошейником. Сила и длительность воздействий в процессе работы с собакой должна меняться в зависимости от ее возраста, тренированности, породных и индивидуальных особенностей, этапа обучения и дрессировки. Если дрессировщик постоянно в процессе дрессировки допускает "пресыщение работой", то он ведет себя, по отношению к своему питомцу негуманно. Пример? Пожалуйста. Попробуйте за один день научить щенка садиться, ложиться и стоять по команде с небольшими перерывами во времени, и вы увидите; что в скором времени последует отказ от работы, даже в том случае, если ваши действия были понятны щенку, а процесс обучения проходил без принуждения. Перегрузка всегда сопровождается негативным отношением собаки к процессу обучения. Особенно часто психоэмоциональные перегрузки наблюдаются у собак при недостаточно квалифицированной подготовке их по защитной и другим видам специальных служб. Постоянные перегрузки в процессе работы вызывают у собак не только отказ от работы, но подчас и неврозоподобные состояния, сопровождающиеся различными видами нарушений поведения и функциональными расстройствами организма. Эти нарушения иногда сохраняются у собаки в течение всей жизни. Привычными я называю такие воздействия, которые не вызывают мощного психоэмоционального протеста со стороны собаки. Неприятные воздействия (большинство из них) при правильной адаптации к ним собаки, становятся для нее привычными. Хорошим примером может быть приучение собаки к "строгому" ошейнику. Адаптация к нему должна проводиться поэтапно, в течение нескольких дней. Если надевание строго ошейника на собаку связать с приятными ощущениями - получением пищи и выходом на прогулку, то эта процедура не будет вызывать у нее неприятных ощущений. Сначала "строгачом" не пользуются, а лишь надевают на короткое время. Постепенно время ношения увеличивают и доводят до нескольких часов. Затем начинают применять по назначению, при этом сочетают рывки "мягким" ошейником с легким рывками "строгого", то есть сначала рывок "мягким", затем рывок "строгим". При такой схеме адаптации привыкание к "строгому" ошейнику пройдет для собаки практически незаметно для нее, без напряжения, а ваши действия, по отношению к ней будут, соответственно, гуманны. Непривычные воздействия, как правило, вызывают бурный протест со стороны собаки, сопровождаются психо-эмоциональным напряжением, поэтому они негуманны. Если же вы попробуете приучить собаку к "строгачу" за один день, то она испытает стресс, а вы соответственно обойдетесь с ней жестоко. Этологичными я называю такие воздействия, которые напоминают действия доминантных особей в стае при наказании подчиненных им животных. По сравнению с неэтологичными (например, битье плеткой) эти воздействия имеют для собаки вполне определенное сигнальное значение, а следовательно, более гуманны. Они сами по себе несут значимую для животного, наследственно обусловленную информацию, связанную с взаимоотношениями на уровне "подчинение - доминирование". В связи с этим конфликт между собакой и дрессировщиком разрешается быстрее и проходит дл собаки без последствий, с меньшим психоэмоциональным напряжением. Яркий пример подобного типа воздействий приводит К. Лоренц в своей книге "Человек находит друга". Он рекомендует в случае неподчинения собаки схватить ее за шкуру в области холки, поднять над землей и сильно встряхнуть. К этологичным воздействиям также можно отнести прижимание собаки к земле, различные типы захватов и удержаний и т.п. Некоторые авторы и дрессировщики рекомендуют в случае неповиновения собаки кусать ее. Возможно этот прием и эффективен, однако при этом существует достаточно высокая вероятность ответного укуса за лицо. Взвесьте все "за" и "против", прежде чем кусать своего друга. Неправильное применение этологичных воздействий, также, приводит к перекосам во взаимоотношениях между собакой и дрессировщиком. Этологичные воздействия, как правило, применяются в случае прямой агрессии собаки по отношению к дрессировщику или членам его семьи. К обезличенным воздействиям следует отнести такие воздействия, которые собака на прямую не связывает с действиями дрессировщика. При правильном применении они не вызывают длительного психоэмоционального стресса, внутреннего протеста и напряжения во взаимоотношениях между дрессировщиком и его питомцем, а следовательно гуманны. К ним относятся средства дистантных воздействий: длинный поводок, бросковая цепочка, рогатка, различные типы стационарных электроразрядников, а также одно из наиболее современных и эффективных средств обезличенных воздействий - радиофицированный электроошейник. Однако следует оговорить, что эти средства лишь тогда являются обезличенными, когда их правильно применяют. Видимо, именно по этой причине в некоторых развитых странах ( например, в США) применять при дрессировке собак электрорадиоошейники разрешено, но только профессиональным дрессировщикам. Личностные, неэтологичные воздействия, например, битье собаки с помощью плетки или поводка я считаю негуманными, так как они, часто, вызывают длительный психоэмоциональный конфликт между дрессировщиком и собакой. Подчас, в результате их частого применения, собака теряет доверие к своему хозяину. Эти воздействия, по моему мнению, негуманны, как по отношению к собаке (подавляют ее как "личность"), так и по отношению к дрессировщику. Ведь этот тип воздействий напоминает наказание человека человеком, а людям, как и животным, свойственно подражание. Помимо этого, этот тип воздействий негуманен и по отношению к человеческому сообществу в целом. В воспитании жестокого отношения к животным, нужно искать корни многих социальных проблем, в частности насилия и садизма. При планировании применения тех или иных методов воздействий необходимо учитывать породные и индивидуальные особенности вашего питомца и его возраст. Применяемые воздействия должны быть последовательными, их сила и длительность меняется в соответствии с планом дрессировочной работы с собакой. Таким образом, бытующие в настоящее время представления о гуманном отношении к собаке, в большинстве случаев, по моему мнению, неверно. Доброе, бережное и чуткое отношение к своей собаке и есть та мера гуманности, человечности и здравого смысла, которой следует придерживаться при ее дрессировке. Автор: Валерий Варлаков
|
Сейчас на форуме
|