СобакиКошкиПтицыРыбыЛошадиГрызуныАмфибииРептилииРастенияФОТОВопросы-ответы (FAQ)ОткрыткиЭнциклопедии

 

Расчленяющая окраска у животных

В общем, наиболее действенны очень светлые узоры на темном предмете и очень темные узоры на светлом. По этому же принципу занавеска на окне мешает случайному прохожему заглянуть внутрь комнаты. Если посмотреть на занавешенное окно, то взгляд падает на занавеску и задерживается на ней, причем эта светлая занавеска, контрастируя с относительно темной внутренностью комнаты, мешает увидеть, что же происходит за ней. Не следует думать, что такая занавеска преграждает дорогу взгляду, подобно непрозрачной ширме. Детали внутри комнаты открыты взору, хотя их и нельзя увидеть ясно.

То, что занавеска действует именно таким образом, просто отвлекая глаз, а не как сплошная непрозрачная ширма, действительно непроницаемая для взгляда, доказать очень легко: достаточно окрасить занавесу в черный цвет, и она сразу станет почти бесполезной в качестве оптического барьера по отношению к наблюдателю, находящемуся снаружи. Но такая черная занавеска помешает находящимся внутри комнаты смотреть наружу. Это изменение действия обусловлено той же причиной, в силу которой эффективна белая занавеска, а именно - контрастом окраски занавески и остального поля зрения за ней. Черная занавеска воспринимается изнутри как черная ширма, своим силуэтом закрывающая ярко освещенный внешний мир. Из того, что было сказано, следует, что белая занавеска пригодна днем, чтобы избежать наблюдения снаружи, хотя она в то же время позволяет смотреть из комнаты наружу; ночью, когда комната освещается искусственным светом, а снаружи темно, для тех же целей необходима  черная занавеска.

Я упомянул об этом потому, что эти общеизвестные факты подводят нас к важному правилу, лежащему в основе покровительственной окраски многих животных, к правилу, которое мы можем назвать принципом "наибольшего расчленяющего контраста".

Чем сильнее контраст в тоне между соседними элементами расцветки животного, тем сильнее будет расчленяющее действие. В общем (при условии, что вся система окраски соответствует окружающей среде), можно сказать, что белые рисунки на темных животных, живущих в темном окружении (например, в лесах), и темные рисунки на светлых животных, живущих в светлом окружении (например, в пустынях), будут лучше всего расчленять непрерывность их поверхности, а также маскировать в силу контраста предательские полутона ее структуры и рельефа, И действительно, именно такие отметины или рисунки обычно обнаруживаются в подобных условиях среды. Чтобы обеспечить наибольший эффект, эти отвлекающие отметины или рисунки должны использоваться экономно по отношению ко всей поверхности тела, в противном случае они не выполнят своего назначения - помешать распознаванию путем привлечения внимания наблюдателя к ним самим, так, чтобы покровительственно окрашенные части животного остались незамеченными.

Квакша-клоун (Hyla leucophyllata), фото амфибии фотография картинка
Квакша-клоун (Hyla leucophyllata)

Этот принцип используется в современной военной технике. Он был использован немцами во время первой мировой войны, когда они применили яркие пятна белого и черного цвета, чтобы сделать незаметными при наблюдении с воздуха более слабые контрасты тонов, образуемые пологими боками камуфлирующих сверху экранов или крыш. Этот же принцип, конечно, особенно приложим при любых попытках снизить заметность крупных объектов всякого рода, например кораблей, танков, зданий и аэродромов. Основная задача камуфлирующей окраски заключается в расчленении непрерывной поверхности посредством резко контрастных тонов, а не просто различиями оттенков. Последние имеют относительно малое значение, тогда как резкая контрастность чрезвычайно  важна.

Многие из недавних попыток камуфлировать танки, броневики и крыши зданий с помощью окрашивания выявили почти совершенное непонимание многими лицами основного принципа - маскировки непрерывного контура и поверхности. Такая маскировка должна быть смелой и производиться уверенно, ибо на близком расстоянии окрашенные таким образом предметы кажутся вызывающе заметными. Но они окрашиваются для обмана не на близком расстоянии, а с дистанций, с которых действуют дальнобойные орудия и бомбардировщики. На этих дистанциях различия . в оттенках простых пятен бурого, зеленого и серого цвета, обычно употребляемых для камуфлирования армейского транспорта, сливаются, сводя тем самым к нулю весь эффект и делая маскировку бесполезной.

В природе часто встречаются резкие расчленяющие контрасты, и нужно видеть их в естественных условиях, чтобы полностью оценить их удивительную эффективность.

Прекрасными примерами являются, в частности, расцветки жука Lithinus nigrocristatus, птенцов гагар и якан, древесных лягушек, например Hyla leucophyllata с Амазонки и Megalixalus fornasinii с Замбези, расчленяюще окрашенные фазы многих рыб, живущих среди рифов, например Epinephelus striatus, или на дне, например морского чёрта (Lophius piscatorius), а также расцветка каракатицы Sepia officinalis. Эти расчленяющие расцветки мы обнаруживаем на черном воротнике галстушника и на черных щеках и груди обыкновенной камнешарки, причем рядом с черными пятнами расположены резко контрастирующие с ними белые, Обе эти птицы оказываются великолепно камуфлированными, если их наблюдать в естественных местообитаниях: галстушника среди прибрежного крупного гравия, а камнешарку среди вынесенных прибоем водорослей на скалистых берегах.

Поразительным примером    приложения принципа "занавеса" являются  белые паутинные ленты,   которыми различные  пауки украшают свои колесообразные сети. В этом случае, однако, их функция заключается не в том, чтобы спрятать что-то за паутиной, а в том, чтобы скрыть что-то, находящееся на ней, а именно самого паука. Этот способ укрытия был подробно и тщательно исследован в полевых условиях Хингстоном. Здесь мы отмстим следующее: во-первых, паутина почти невидима благодаря тонкости и прозрачности ее нитей; во-вторых, паук - единственный заметный предмет на не украшенной ничем сети. Поэтому белый зигзаг или спираль сразу отвлекают внимание врага, руководствующегося во время охоты зрением. Это и есть то, что Хингстон называет "отвлекающим средством". "Внимание врага, когда он летает перед паутиной, привлекается волнистой спиралью и отвлекается от местопребывания   паука".

Чтобы выполнять свою функцию, отвлекающие ленты должны быть как можно более заметными, и примечательно, что на паутинах различных пауков, например Cyelosa filiobliqua, они представляют собой наиболее яркое пятно.

Соотношение между соседними элементами рисунка. Выше я пытался показать, что успех действия расчленяющего рисунка зависит от маскировки формы наложенной на нее расцветкой. Многие предметы, находящиеся в поле зрения, представляются глазу более или менее ясно расчлененными на отдельные пятна или куски, отличающиеся друг от друга по цвету, тону, форме, размеру и структуре поверхности. Поэтому, если какой-либо предмет, например животное, несет на своей поверхности расцветку контрастных цветов и тонов, то они маскируют его действительную форму, заменяя ее несколькими бросающимися в глаза, но не существующими в действительности отдельными формами. Эти отдельные формы должны восприниматься как ряд различных предметов, ни один из которых не должен напоминать тело, на которое наложена расцветка.

Эти иллюзорные впечатления лежат в основе всех существующих типов расчленяющей окраски. Мы видели, что расчленяющий эффект расцветки зависит, между прочим, от спектра примененных тонов. Другим важным фактором является их взаимное распределение по телу. Для выяснения этого вопроса целесообразно сначала выяснить, каковы оптические признаки отдельных предметов, имеющих простую форму,- в противоположность сложным формам. Посмотрим на круглое облако, освещенное с одной стороны и одиноко плывущее по лазурному небу. Оно имеет освещенную и теневую стороны. С одного края, обращенного к солнцу, оно окрашено в интенсивный чисто   белый    цвет,   иногда  с   охристым   или   теплым   розовым оттенком, в зависимости от обстоятельств. С другого края оно имеет мягкую нейтральную серую окраску или мрачную и холодную лиловую. Нигде на облаке вы не увидите резких смен цвета или тона, за исключением его краев. Переход от светлых тонов к темным и от теплых оттенков к холодным постепенен и мягок. Нежные градации тонов, легкие переходы цвета - вот что характерно для простых округленных поверхностей, и по ним глаз замечает,  а мозг постигает форму   этих   поверхностей.

Сравним с этим сложную систему кучевых облаков. Здесь всюду видны внезапные переходы оттенков и тени при каждом изменении контура; здесь облака, как горы, громоздятся друг на друга, и ближайшие тучи закрывают более далекие. По все, что мы сказали об облаках, относится и к любому скоплению предметов, с той разницей, что чем эти предметы плотнее, тем более они неправильны и тем более контрастна, спутана и сложна конфигурация, которую они представляют взору. Переходы окрасок более резки и более прерывисты; тени резче и глубже, а освещенные места в  силу контраста  кажутся   еще   более   яркими.

 
 

 

Сейчас на форуме