СобакиКошкиПтицыРыбыЛошадиГрызуныАмфибииРептилииРастенияФОТОВопросы-ответы (FAQ)ОткрыткиЭнциклопедии


 

Русская тяжеловозная лошадь, или русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз формировался в относительно большей степени под влиянием запросов именно сельскохозяйственного производства, нежели ломового городского транспорта. История ее создания начинается со времени разведения арденских лошадей в крупных государственных и помещичьих хозяйствах и конных заводах, располагавшихся в лесостепной и в северной части степной зоны (Воронежская, Полтавская и некоторые другие губернии).

Все расширявшееся разведение арденов в конных заводах сопровождалось ростом их влияния и на крестьянское коневодство через случных жеребцов ГЗК, где к 1915 г. ардены составляли более четверти всех тяжеловозных жеребцов.

При разведении арденов для целей главным образом сельскохозяйственного коневодства у нас долгое время не стремились к укрупнению лошади; напротив, ценилась сухость их конституции, хорошая подвижность и сила в работе. Малочисленность ценных и выводных жеребцов-производителей (приводила к распространению инбридинга и нередко довольно близкого.

После Октябрьской революции работа с арденами, получившими ранее на выставке в 1900 г. в Париже известность как "русские ардены", была организована в двух районах, поскольку часть лошадей из заводов Украины и соседних областей была переведена (1927) на Урал, в южную часть Пермской области. Были приняты также меры к укрупнению лошадей путем использования в скрещиваниях некрупных брабансонов и путем соответствующего отбора и подбора животных, а также улучшения условий выращивания молодняка.

Русская тяжеловозная лошадь, русский тяжеловоз. Рисунок, картинка породы лошадей
Русская тяжеловозная лошадь, или русский тяжеловоз

На Украине основная работа с этой породой ведется с 1923 г. в Ново-Александровском конном заводе Луганской области, где до сих пор сохраняется более сухой и некрупный тио русского тяжеловоза, несколько отличный от уральского. В последние годы в ряде конных заводов образованы племенные группы русских тяжеловозов для расширения племенного фонда породы и вместе с тем для обслуживания этих заводов конной тягой.

Русские тяжеловозы, имея характерный для тяжеловоза тип телосложения, отличаются от других отечественных тяжеловозных пород большей сухостью конституции и меньшими размерами. Промеры кобыл (см): 146-156-184-20,5. Весят они 550 кг и более.

Для лошадей этой породы характерны: удлиненный формат, глубокая грудь, короткие сухие конечности. Голова у них средняя по размерам, широкая во лбу, часто с вогнутым профилем, в чем усматривают проявление "лесной основы" еще в арденской породе; шея короткая, массивная, у жеребцов с возрастам гребень сильно развит; холка низкая, с хорошей мускулатурой; спина длинная, часто мягкая; круп раздвоенный, часто свислый; передние конечности короткие, поставлены широко (встречаются лошади с запавшим запястьем); сухожилия хорошо развиты, очерчены; щетки малые; копыта правильные, рог хороший. Масть преимущественно рыжая, чалая и бурая. Лошади добронравны, с энергичным темпераментом.

Русский тяжеловоз - хорошая сельскохозяйственная лошадь; служит улучшателем в районах, где местные лошади мелки, например на Урале, в северных районах страны, в Белорусской ССР и в некоторых районах Украины.

Источник: Шпайер. Коневодство и конеиспользование. Москва, 1964

 

 
 

 

Сейчас на форуме