СобакиКошкиПтицыРыбыЛошадиГрызуныАмфибииРептилииРастенияФОТОВопросы-ответы (FAQ)ОткрыткиЭнциклопедии


 

Упряжь, повозки, конные орудия и запряжка технического оснащения в конеиспользовании

В прошлом в примитивных условиях хозяйства полезную для человека работу лошадь выполняла непосредственно без каких-либо специальных приспособлений. Примером такого использования лошадей и других животных может служить гоньба их по разостланному на току сжатому хлебу для обмолота колосьев ударами копыт. В аналогичных условиях совершается езда на лошади верхом и перенос ею вьюка, особенно без седел, а также, пожалуй, перетаскивание, когда нет другого выхода, какого-либо предмета, привязанного за хвост, и подъем на гору человека, держащегося за хвост лошади.

С ростом материальной культуры люди стали изобретать и совершенствовать различные приспособления для преобразования энергии лошади в механическую работу (или для облегчения этого процесса). В результате повышались эффективность работы лошади и производительность труда на конных работах. Эти приспособления по их основному назначению разделяются на упряжь и прицепной инвентарь в широком понимании, то есть повозки, сани, сельскохозяйственные орудия, машины и т. д.

Упряжь. Все те приспособления, которые надеваются на лошадь для того, чтобы она могла приложить свою силу к тому или иному сельскохозяйственному орудию (повозке) или переносить груз на себе, называются упряжью. В зависимости от того, каким образом используется сила лошади, упряжь можно разделить на два основных типа. При использовании лошади для езды человека и перевозок грузов на ней самой применяется седельно-вьючная упряжь; если же лошадь должна работать силой тяги, то в число разнообразных предметов, называемых собственно упряжью, входят хомут, шорка, шлея, седелка и т. д.

Прообразом современной упряжи может служить собачья и оленья упряжь, когда на шею животного надевается незатягивающаяся петля ремня, прикрепленного другим концом к саням. Уже в этой, первоначальной стадии развития упряжи можно видеть две основные группы, которые в дальнейшем при ее совершенствовании, усложнялись; в результате к настоящему времени известно много различных форм.

Упряжь одной группы охватывает все те предметы и приспособления, которые служат для непосредственного восприятия прилагаемой к ним силы лошади; сюда относятся хомут, шорка, шлея, седелка. Ко второй группе упряжи относится все то, что служит для передачи усилий лошади к орудию или повозке; в эту группу входят гужи, постромки, вальки, чересседельники, нашильники и т. д. В современной упряжи следует еще различать целый ряд предметов и приспособлений, служащих для управления животным: уздечка, удила, поводья, вожжи и, наконец, хлыст.

Наиболее существенна та упряжь, которая, соприкасаясь с телом лошади, служит для непосредственного приложения ее сил. От этой упряжи в первую очередь зависит и сохранение здоровья работающей лошади. Хомут и шорка - вот два варианта устройства такой упряжи. Оба они служат одной и той же цели, но решают задачу по-разному как конструктивно, так и в отношении создаваемых для лошади условий работы. Основное их различие заключается в том, что хомут имеет жесткую раму - клещи, а у шорки ее нет. Вследствие этого конфигурация хомута во время работы лошади не изменяется, а у шорки под влиянием силы тяги изменяется расположение частей.

Пони на альпийских лугах. Фото, фотография картинка

Прототипом весьма разнообразных современных хомутов может служить хомут, встречающийся в районах Средней Азии. Хомут этот состоит из очень длинной и широкой хомутины, сделанной из довольно тонкой, мягкой кожи, набитой соломой, и двух прямых деревянных брусьев (колодок), служащих клещами. Благодаря тому, что хомутина длинная и концы ее вверху связаны между собой бичевой или ремешком, можно легко и быстро изменять величину просвета хомута и подгонять его к различным лошадям.

Современный хомут состоит из трех основных частей: клещей, хомутины и хомутовой подкладки. У хомутов, предназначаемых для оглобельной запряжки, имеются два гужа, а для запряжки с постромками - гужевые мочки. Клещи определяют размер хомута и его форму, ими обусловлена также прочность хомута в работе. Лучший материал для клещей - прикорневая часть ствола березы, клена, вяза и других твердых пород деревьев. Вытесывать клещи следует так, чтобы волокна "корневища" располагались вдоль клещей.

Хомут должен быть хорошо подогнан на каждую лошадь прежде всего по длине и ширине, поэтому хомуты сельскохозяйственной упряжи делают десяти размеров. Длина самого малого хомута 433 мм, ширина 210 мм, а самого большого соответственно 660 и 325 мм. Длину хомута измеряют от верхней внутренней точки на линии изгиба хомутовой подкладки до верхнего внутреннего ребра клещей у места их соприкосновения, ширину в самом широком месте внутри просвета хомута, на уровне середин между гужевыми отверстиями. Вес средних хомутов 6-8, тяжелых 10-12 кг и более (ломовые).

При изменении по каким-либо причинам (похудание, рост и т. п.) конфигурации шеи лошади ранее хорошо подобранный хомут становится неудобным и непригодным для работы. Приходится или заменять его другим, или перевязывать, а это может сделать только специальный шорник. Более удобны в этом отношении разборные - раздвижные хомуты, например хомут А. Б. Воейкова. В этом хомуте хомутовая подкладка прикрепляется к клещам ремнями с пряжками, а сами клещи вверху также соединены ремнем, так что концы их могут сближаться на большую или меньшую величину. Благодаря этому размеры хомута могут быть легко изменены без помощи шорника.

Шорка. В дышловой запряжке, а также при использовании лошадей в сельскохозяйственных машинах (орудиях), конных приводах вместо хомута применяется шорка. Лучшими шорками являются такие, у которых концы нагрудного и шейного ремней соединены между собой не наглухо, а при помощи пряжек, так как это дает возможность подогнать шорку на лошадей разного роста и строения. При сравнении между собой на более или менее тяжелой работе запряжек лошадей в шорку и хомут преимущество было обычно за хомутом. К недостаткам шорки надо отнести следующие. Шорка на теле лошади оказывает давление на меньшую площадь, следовательно при одинаковой силе тяги удельное давление будет больше; вследствие этого увеличивается возможность нагнетов и потертостей на теле лошади в местах давления шорки (на груди и холке). Шорка при сильном натяжении постромок сдавливает грудь лошади с боков. Кроме того, опоясывая грудь лошади спереди и с боков во время работы в дождь, шорка задерживает и впитывает в себя влагу, стекающую с шеи и плеч лошади. При высыхании же она коробится и становится жесткой, что увеличивает опасность появления потертостей на теле лошади. На работах с небольшим тяговым усилием и особенно в условиях передвижения повозки по ровной местности недостатки шорки несколько сглаживаются. В повозках тяговое усилие лошади колеблется, поэтому шорка то сильнее давит на грудь лошади, то, наоборот, когда натяжение постромок ослабевает, давление это снижается. К положительным ее качествам относятся сравнительная дешевизна, простота пригонки и малый вес.

Передача тяговой силы от лошади через хомут или шорку к повозке или сельскохозяйственному орудию осуществляется различно. В дуговой оглобельной запряжке для этого служат гужи хомута и оглобли, в оглобельной, но бездуговой - гужи и постромки или также оглобли. В дышловой запряжке и при запряжке в сельскохозяйственные орудия усилия лошади от хомута или шорки передаются на постромки.

 
 

 

Сейчас на форуме