СобакиКошкиПтицыРыбыЛошадиГрызуныАмфибииРептилииРастенияФОТОВопросы-ответы (FAQ)ОткрыткиЭнциклопедии

 

Пес один дома

Второй тип объясняющих слов сопровождается более или менее выраженными отрицательными эмоциями хозяина. То есть произнося их вы не одобряете направленность действий своего питомца, проявляя, при этом, социальное неодобрение его поведения.

Эти слова не связаны с неприятными воздействиями и означают для собаки: "собираешься делать не то", "делаешь не в том направлении!", "делаешь неправильно". Обычно для этих целей используются слова: "нет!", "не то!" и т.п. Этими словами вы корректируете направленность поведения собаки в процессе обучения. Коротким, эмоционально-насыщенным, словом "Нет!", вы как бы останавливаете поведение, объясняя собаке нежелательную его направленность, или предвосхищая его начало не даете ему проявиться (то есть влияете на ее поведение еще на стадии намерений).

Третий тип, сигналов сопровождается нейтральным эмоциональным фоном. Эти сигналы непосредственно связаны с пищевым или каким либо другим подкреплением и означают для собаки: "сделала то, что нужно!" Обычно для этих целей используются короткие сигналы и слова: свист, щелчок, "Да!", "Ап!", "Оп!", и т.д. Эти сигналы всегда сопровождаются подкреплением, предваряя его (дача пищи, игра и т.п.), и, в некоторой степени, являются частью подкрепления. Применение этого типа сигналов требует специальной подготовительной работы. Прежде чем применять сигнал по назначению необходимо выработать связь между ним и подкреплением. Схема формирования такой связи очень проста, перед каждой дачей пищи или началом игры, с разными интервалами во времени необходимо подавать сигнал (этот принцип связи сродни выработке классического условного рефлекса). В том случае, если сразу после подачи сигнала собака начинает облизываться или проявлять другие фрагменты пищевого поведения, значит связь сформирована и сигнал можно использовать при обучении. Чаще всего, этот тип сигналов применяется при обучении собаки сложным навыкам, трудным для понимания собакой, а также для инициации ее активности.

Указанные выше типы объясняющих слов применяются на начальной стадии обучения собаки, когда действия дрессировщика могут трактоваться ею неоднозначно.

Объясняющие слова четвертого типа сопровождаются нейтральным или более или менее выраженным отрицательным эмоциональным фоном. Они напрямую связаны не только с проявлением негативных эмоций дрессировщика, но и с с неприятными воздействиями на собаку и означают для нее запрет совершения нежелательного поведения: "собираешься делать то, что запрещено", "делаешь то, что запрещено". Обычно дл этих целей используется короткое слово (команда) - "Нельзя!", "Тубо!", "Фу!" и т.п. Этим коротким словом вы запрещаете собаке проявлять нежелательное поведение или предвосхищая его начало не даете ему проявиться. Применение сигналов этого типа требует специальной подготовительной работы, поэтому прежде чем использовать запрещающую команду на практике необходимо выработать связь между ней и воздействиями.

Схема формирования такой связи очень проста, перед неприятным воздействием направленным на прекращение нежелательного поведения необходимо подать команду (то есть принцип аналогичен выработке классического условного рефлекса).

Существует два возможных пути формирования связи между командой и неприятными воздействиями: а) постепенное наращивание силы неприятных воздействий (от слабых объясняющих к сильным наказующим), предваряя их командой; б) экстренное введение сильных воздействий в сочетании с командой. Обычно, при дрессировке, мы пользуемся первым путем формирования связи, в этом случае при влиянии команды на собаку преобладает социальный компонент воздействия. Использование второго пути формирования создает более жесткую связь непосредственно между самим воздействием и командой (по типу условного рефлекса). Отрицательная сторона связи, сформированной по второму типу, является то, что собака в этом случае может среагировать на запрещающую команду любого постороннего человека.

Щенок английского бульдога, Фото фотография собаки смешная картинка

В том случае, если сразу после подачи сигнала собака прекращает нежелательное поведение значит связь сформирована и команду можно использовать по назначению. Однако, следует помнить, что запрещающую команду применяют лишь на стадии объяснений, когда щенок еще толком не знает, что можно, а что нельзя. Тогда же когда собаке хорошо известно, что она делает то что запрещено, запрещающая команда не применяется. В этом случае следует, без предупреждения, использовать своевременные наказующие воздействия. Четвертый тип объясняющих слов применяется, в тех случаях, когда действия дрессировщика однозначно трактуются собакой.

Помимо объясняющих слов, специальный язык, также включает в себя традиционный арсенал объясняющих действий, используемый большинством дрессировщиков.

Обучающий с помощью поводка (потягиваний, подергиваний, направляющих рывков), касаний руками, подталкиваний, напpавление лакомством, подсаживаний, поддерживаний, а также специальных слов, интонаций (других подобных воздействий) пытается объяснить собаке суть поставленной перед ней задачи. Собака же, если у нее есть заинтересованность, пытается его понять. Иными словами, мы заменяем обычное общение: языком жестов, направляющих движений, интонаций и специальных слов, тем самым, обеспечивая взаимопонимание. Необходимо помнить, что перед тем, как "наводить" собаку на выполнение какого-либо действия, мы произносим направляющее слово (например, "Неси!") или команду (в зависимости от задачи), которую в дальнейшем собака должна будет выполнять беспрекословно, например, команду "Апорт!". Как только собака выполняет желаемое действие, мы сразу же подкрепляем это действие специальным объясняющим сигналом третьего типа, (например, свистком), означающим - "Сделала то что нужно!" и кусочком пищи или же игрой. После выполнения поставленной задачи, необходимо подать команду, отменяющую прием, например, "Лежать!" или "Гуляй!".

Описанные приемы формирования специального языка общения (с учетом правил применения положительных и отрицательных воздействий) ускоряют процессы "интеллектуального" развития и обучения собаки, позволяют упростить ее адаптацию к факторам окружающей среды, улучшить взаимопонимание между человеком и его питомцем. Подчас, решение сложных задач возникающих при дрессировке возможно, только, при использовании этих методов общения. Однако, полноценные взаимные объяснения между дрессировщиком и собакой возможны лишь в том случае, когда возникший между ними своеобразный "языковой" контакт, основан на взаимном интересе и доверии. Собаки не терпят фальши, поэтому хорошему дрессировщику необходимо быть неплохим актером, ведь его эмоции, проявляемые во время работы, должны быть искренними. Достижение определенного эмоционального резонанса между партнерами общения способствует взаимопониманию. В том случае, если взаимопонимание между владельцем и его собакой отсутствует, то как правило возникают проблемы во взаимоотношениях между ними. В результате таких взаимодействий с одной стороны интеллектуальное недоразвитие собаки, а с другой самые разнообразные проблемы связанные с ее управлением. и в ответ на нажатие вполне определенных клавиш или рычагов вы получите вполне определенный ответ заранее известный. Получить этот необходимый минимум знаний можно читая и проще всего из книг, журналов, а практические навыки из рук квалифицированного специалиста.

Автор: Валерий Варлаков

 
 

 

Сейчас на форуме