СобакиКошкиПтицыРыбыЛошадиГрызуныАмфибииРептилииРастенияФОТОВопросы-ответы (FAQ)ОткрыткиЭнциклопедии

 

Учиться, учиться...

 

Дифференцировки ( различения собакой сигналов) можно добиться подкрепляя одни свойства условных сигналов и не подкрепляя другие.

"Условное торможение" или активное торможение вырабатывается при не подкреплении или при запоздалом подкреплении действия условного раздражителя безусловным.

При действии сильных или длительном воздействии обычных раздражителей, наступает утомление нервной системы. Это явление получило название "запредельного торможения" ("охранительного торможения").

Так как с помощью условно-рефлекторного обучения собаку невозможно научить сложным навыкам, на практике, при дрессировке собак этот вид обучения применяется весьма ограниченно. Но, он весьма эффективен при устранении, особенно у щенка, того или иного нежелательного поведения.

При условно-рефлекторном обучении команды (условные раздражители), условия и обстановка сопровождающая процесс дрессировки приобретают черты подкрепления (безусловного раздражителя). Это важно запомнить в связи с тем, что если на начальном этапе обучения к собаке применять "жесткие" воздействия, сочетая их с определенными командами, то эти команды (в соответствии с принципом формирования условного рефлекса) приобретут черты тех воздействий, которые применялись. Другими словами, команда или обстановка в которой проходит работа с собакой будут вызывать такой же страх (или иное эмоциональное состояние, например, радость), как и само воздействие. Вот почему многие собаки выполняют команды любого человека, поданные им в приказной форме, что может быть полезно для армейских собак, так как там проводники собак могут меняться достаточно часто. Собаки же индивидуальных владельцев могут сильно огорчить своих хозяев, выполняя приказы постороннего.

Нужно помнить, что независимо от того какие способы обучения, применяются по отношению к собаке - условно-рефлекторное обучение может им сопутствовать.

Важной чертой условных рефлексов является, то что животные после значительного упрочения условного рефлекса, ассоциируют условный сигнал с подкреплением, то есть он как бы становится частью безусловного раздражителя.

Вот почему дрессировщику, необходимо учитывать, что эмоциональные состоянии собаки, сформированные целенаправленно или невольно в процессе ее обучения и дрессировки, зависят от того насколько хорошо, он учитывает в своей работе побочные эффекты этого вида обучения.

Теперь нам известно, что при условно-рефлекторном обучении команда (или дрессировочная обстановка) запускает вполне определенное поведение или эмоциональное состояние собаки, похожие на врожденные. Однако, хорошо известен и тот факт, что в процессе длительной тренировки собаки, по-видимому, за счет других видов обучения, действия собаки оптимизируются, становятся более целенаправленными и в связи с этим в меньшей степени напоминают исходное поведение.

Инструментальное обучение. Всем знакома способность собак открывать двери. Некоторые из собак делают это с разбегу, ударяя по двери передними лапами, а подчас и носом. Другие поступают более изящно, нажимая на ручку, а есть и такие, которые держа ручку зубами и поворачивают ее в нужную сторону до тех пор пока дверь не откроется. Есть среди наших любимцев и "специалисты", которые открывают двери холодильников, автомобилей, и шкафов, а также крышки кастрюль и окна. Многое умеют делать своими лапами и носами наши питомцы, но для нас с вами важно то, что делают они это с головой и то, что эти их действия, имеют вполне определенное научное название - "инструментальное поведение".

В отличие от описанного выше условно-рефлекторного обучения при инструментальном нет условного раздражителя, если не рассматривать в качестве такого окружающую обстановку. Другое принципиальное отличие этого типа обучения - собака является активным участником процесса обучения, а поведение имеет четкую направленность. То есть собака решает задачу целенаправленно, отбирая наиболее эффективные для нее программы поведения. Однако, первые ее действия, приводящие к достижению результата, как правило, не имеют четкой программы, они случайны. Другими словами, собака исключает из своего поведения те действия, которые не ведут к успеху и уточняет и оптимизирует все то, что позволяет ей оптимальным путем достигнуть желаемого результата.

Восемь щенков далматина далматинца, Фото фотография собаки картинка

В целом же, как считают большинство исследователей, накопление полезной для животного информации о значимых для него стимулах среды происходит постепенно, а двигательные навыки собаки формируются методом "проб и ошибок", без четкой программы собственных действий. Другие считают, что животные формируют инструментальные навыки посредством проработки вполне определенных "гипотез", целенаправленно отбрасывая неэффективные версии на этапе анализа поставленной задачи.

Оперантное обучение. То что животные прекрасно запоминают последствия своего поведения, в том числе и эффективность или неэффективность своих, подчас, спонтанных (нецеленаправленных) действий и движений, давно отмечено учеными. Вот почему вид обучения при котором дрессировщиком закрепляются желательные для него действия собаки получил название - "оперантного". Это название происходит от слова "оперант", что значит действие, движение.

В жизни собак, особенно в ее части связанной с дрессировкой, этот вид обучение занимает большое место. Вот простой пример этого вида обучения встречающийся практически в каждой семье. Во время вашего обеда щенок крутится около стола и заглядывая вам в рот - клянчит лакомый кусочек... Устав от ожидания, он вдруг сначала сел, а потом и лег, вы же умиляясь его "проделкой" тут же дали ему то, чего он так хотел - вкусненькое. Если ваши действия повторятся еще и еще, то теперь садясь за стол вы будете наблюдать перед собой "собаку трудягу". Щенок будет пытаться честно "зарабатывать" свой "кусок с маслом" - то садиться, то ложиться... Получилось так, что вы сами того не сознавая, закрепили, то поведение собаки, которое, со временем может разонравиться. И теперь вы не знаете как отучить собаку смотреть на вас голодными глазами и крутиться возле стола.

Вот другой, яркий пример, оперантного научения, часто случающийся с начинающими дрессировщиками. Собака принесла палку своему владельцу, всем видом своим как бы говоря ему: "Брось палку хозяин. Пожалуйста! Очень тебя прошу.." Однако владелец этого не замечает, продолжая начатый разговор. Желающий играть пес начинает лаять, лай привлекает внимание хозяина и вот.., наконец-то долгожданное - палка летит на радость собаке... И опять собака приносит палку и снова возбужденная игрой начинает лаять... Хозяин, "в сердцах", чтобы собака отстала, вновь бросает палку... При этом происходит важное событие собака связывает последствия своих действий с поведением хозяина и в дальнейшем уже лает требовательно, целенаправленно (теперь она дрессирует своего хозяина, а не он ее) и не прекращает лаять пока не добьется своего.

Могу привести еще один пример. Владельцам собак, хорошо известен тот факт, что если маленького щенка закрыть и оставить одного в комнате, то он начнет скулить и скрести дверь. Если на это не обращать внимание, то через какое-то время (бесконечно это не может продолжаться) щенок успокоится и постепенно, раз от разу будет вести себя все более и более сдержанно, в результате будет спокойно оставаться один. Однако у большинства начинающих владельцев "мягкое сердце" и они совершают всегда одну и ту же ошибку - как только щенок начинает скулить и скрести дверь, они из ложной жалости выпускают его на свободу или берут с собой в постель. Уже в следующий раз, как только щенка закроют скуление может перейти в требовательный лай или вой, а скрести дверь он будет с удвоенной силой. Очень часто подобные истории кончаются тем, что уже став взрослой собака не может оставаться дома одна: скулит, лает, воет... А некоторые из них добиваются большего - спят каждую ночь вместе со своими хозяевами.

Таким образом, оперантное обучение напоминает "инструментальное" и многие ученые рассматривают его как частный случай инструментального. Внешнее отличие состоит лишь, в том, что при инструментальном обучении, животное, как правило, активно воздействует на какие либо физические преграды, посредством определенных манипуляций, а поведение собаки направлено на определенную цель. При оперантном же обучении собака запоминает и отбирает любые полезные для себя действия, с нашей точки зрения, подчас, бессмысленные. Другое отличие от инструментального обучения состоит в том, что в начале обучения первые действия животного, как правило, случайны (то есть первоначально животное никакой цели перед собой не ставит).

В эксперименте это выглядит примерно так. Животное находится во власти какого то сильного желания, например, голода (жажды или страха), удовлетворить который не может. Обычно при этом оно спонтанно выполняет различные действия: принюхивается, ходит, осматривается, мечется по камере и т.д. Если за одно из таких случайных действий (например, нажатие на педаль) животное всегда будет получать порцию пищи (подкрепление), то оно все чаще и чаще будет повторять действие приводящие к получению пищи (нажатие на педаль).

Этот вид обучения в дрессировочной практике применяется наиболее часто, поэтому более подробно я остановлюсь на нем при описании методов обучения.

 
 

 

Сейчас на форуме